Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Катастрофа ту-154 под сианем, катастрофа ту-154 под учкудуком, катастрофа ту-154 под донецком погибшие

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 418 Аэрофлота
Общие сведения
Дата

1 июня 1976 года

Время

7:48 UTC

Характер

CFIT (врезался в гору при заходе на посадку)

Причина

Точно не установлена (вероятно, отказ навигационной системы)

Место

вулкан Сан-Карлос, 7—8 км северо-западнее Уреки, о. Масиас-Нгема-Бийого (Экваториальная Гвинея)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


Ту-154А компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся

Модель

Ту-154А

Авиакомпания

Аэрофлот (ЦУ МВС)

Пункт вылета

Луанда (англ.)русск. (Ангола)

Остановки в пути

Малабо (англ.)русск. (Экваториальная Гвинея)
Нджамена (англ.)русск. (Чад)
Триполи (англ.)русск. (Ливия)

Пункт назначения

Москва-Шереметьево (СССР)

Рейс

SU-418

Бортовой номер

CCCP-85102

Дата выпуска

9 апреля 1975 года (первый полёт)

Пассажиры

35

Экипаж

10

Погибшие

45 (все)

Во вторник 1 июня 1976 года на острове Масиас-Нгема-Бийого при заходе на посадку в аэропорту (англ.)русск. Малабо (Экваториальная Гвинея) потерпел катастрофу советский Ту-154А компании Аэрофлот, выполнявший рейс SU-418. В катастрофе погибли все 45 человек на борту самолёта.

Сведения о рейсе

SU-418 был регулярным международным рейсом из Луанды (Ангола) в Москву (СССР) с промежуточными посадками в Малабо (Экваториальная Гвинея), Нджамене (Чад) и Триполи (Ливия). В тот день его выполнял Ту-154А с бортовым номером CCCP-85102 (заводской — 75A-102), совершивший свой первый полёт 9 апреля 1975 года. Его общий налёт составлял 2120 часов (1004 цикла). Управлял самолётом советский экипаж из 10 человек в следующем составе:

  • КВС — Владимир Федорович Ивченко
  • Второй пилот — Александр Николаевич Курьянов
  • Штурман — ИльинскийЮрий Сергеевич
  • Штурман-стажер — Виктор Кириллович Пакуленко
  • Бортинженер — Борис Федорович Бунчук
  • Бортрадист — Николай Петрович Коновалов
  • Старший бортпроводник — Александр Федорович Широков
  • Бортпроводники — Лидия Нестеровна Евстигнеева, Татьяна Васильевна Микулик и Светлана Владимировна Рузакова

В салоне находились 35 пассажиров.

Страна Пассажиры Экипаж Всего
СССР СССР 3 10 13
Ангола Ангола 31 0 31
Венгрия Венгрия 1 0 1
Итого 35 10 45

Катастрофа

В 05:52 UTC рейс 418 вылетел из аэропорта (англ.)русск. Луанды и вскоре занял эшелон 320 (9,8 км) при скорости 580 км/ч. На подходе к первой промежуточной посадке, в 07:36 экипаж начал спуск с вертикальной скоростью 15—20 м/с, а в 07:38 связался с диспетчером аэропорта и запросил данные о погоде. В ответ была переданы фактические данные на 07:00 — видимость 9 километров, облачность 5/8 баллов высотой 300 метров, 7/8 баллов высотой 3300 метров, давление 1014,5 мб, температура 24°C. В 07:43 самолёт спустился до эшелона 4200 метров, о чём экипаж доложил диспетчеру, а также запросил разрешение на посадку на ВПП 05. Разрешение было получено, при этом диспетчер сообщил новое значение давления — 1014,0 мб, а заодно дал указание сообщить, когда экипаж увидит полосу. В 07:47—07:48 экипаж связался с оператором авиакомпании в Москве и сообщил, что намерен приземлиться в Малабо в 07:52. После этого ни с диспетчером, ни с Москвой самолёт больше на связь не выходил и в аэропорту не приземлился.

После того, как самолёт был обьявлен пропавшим, начались его поиски, которые велись как на самом острове, так и в океане. Была также задействована авиация (O)). Так как место падения располагалось в труднопроходимых джунглях, то наземная поисковая группа добралась к нему лишь 18 июня и опознала в обломках Ту-154. На скорости 490 км/ч и на высоте 750 метров над уровнем моря авиалайнер врезался в покрытый джунглями пологий склон вулкана и взорвался. Площадь разброса обломков имела размеры 380 на 200 метров. Все 45 человек на борту (10 членов экипажа и 35 пассажиров) погибли. На то время это была крупнейшая авиакатастрофа в истории Экваториальной Гвинеи2005 года — вторая)[1].

Расследование

По данным расшифровки бортовых самописцев, с высоты 2500 метров авиалайнер спускался с вертикальной скоростью 10—12 м/с и с поступательной приборной скоростью (Vпр) 500 км/ч. Для изменения магнитного курса с 032 до 350, самолёт совершил несколько левых поворотов с креном до 30°. В 10:48:34 с приборной скоростью 490 км/ч и вертикальной 7 м/с самолёт врезался в гору Сан-Карлос. Шасси и закрылки при этом были убраны. До столкновения с землёй все системы и двигатели самолёта работали нормально

По данным комиссии, контрольный ориентир остров Сан-Томе самолёт прошёл на две минуты раньше, однако экипаж не исправил расчётное время прибытия. Помимо этого:

  1. В инструкции по производству полетов аэропорта Малабо недостаточно освещены местные метеорологические, географические и рельефные особенности этого региона. Вулкан Сан-Карлос вообще отсутствовал на полётных картах;
  2. Низкий уровень диспетчеров Малабо — три диспетчера из четырех не имели допуска к управлению воздушным движением из-за образования в 4 класса;
  3. Из-за раннего прилета согласно расписания в аэропортах вылета отсутствует прогноз и фактическая погода аэропорта Малабо, который на момент вылета еще не работал. Данный аэропорт был открыт только в дневное время с 08:00 до 18:00 часов и экипажи принимали решение на вылет по прогнозу погоды для аэропорта (англ.)русск.Дуалы, который находится в Камеруне.

В то же время было признано, что низкая квалификация диспетчеров не могла послужить причиной катастрофы, так как экипаж получил всю необходимую информацию. Из-за отсутствия свидетелей и в связи с полным разрушением самолёта, причины катастрофы так точно и не смогли определить. Есть лишь предположения:

  • на самолёт и экипаж было оказано внешнее воздействие, хотя нет никаких данных о полёте беспилотных аппаратов в данном регионе;
  • преждевременный спуск самолёта и его уклонение вправо от линии пути из-за ошибки в курсовой системе, вследствие вероятного отказа радиолокатора (его работа бортовыми самописцами не фиксировалась), из-за чего экипаж потерял возможность определить положение самолёта относительно острова.

Так как фактического наблюдения за погодой в зоне аэропорта не велось, то есть вероятность, что самолёт с отказавшей навигационной системой влетел в слой мощных облаков, расположенных с подветренной стороны гор и в условиях недостаточной видимости на высоте 750 метров врезался в склон горы.

Примечания

  1. Aircraft accident Tupolev 154A CCCP-85102 Macías Nguema Biyogo Island (англ.). Архивировано из первоисточника 9 апреля 2013.

Ссылки

  • Катастрофа Ту-154А ЦУМВС в Экваториальной Гвинее. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2013.

Катастрофа ту-154 под сианем, катастрофа ту-154 под учкудуком, катастрофа ту-154 под донецком погибшие.

Перевитский-Торжок, Категория:450 год до н. э., Файл:Nimesolympique Logo.png.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93