Киевский трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
21 |
Количество маршрутов в период максимального развития |
35 |
Количество трамвайных парков |
3 |
Количество трамвайных парков в период максимального развития |
4 |
Модели эксплуатируемых трамваев |
Tatra Т3SU, Tatra T6B5, К1, KT3UA, К1М8, 71-154М |
Тип питания |
электрический от воздушного контактного провода |
Напряжение контактной сети |
550 вольт |
Компания-перевозчик | |
Сайт компании |
kpt.kiev.ua |
Киевский трамвай — трамвайное хозяйство Киева было открыто 1 (13) июня 1892 года, став первым в Российской империи. По состоянию на 2010 год имеется 19 маршрутов, 249,6 км рельс, 3 депо и 463 вагона. Эксплуатируется организацией КП «Киевпастранс».
В дореволюционное и довоенное время трамвайная сеть развивалась бурными темпами, на трамвае можно было доехать даже в Бровары; трамвай обеспечивал подавляющее большинство пассажирских перевозок, весьма развито было также грузовое движение. Даже несмотря на появление в 1930-х годах троллейбуса и автобуса, трамвай всё равно был на первом месте по развитости сети и пассажиропотоку. Во время войны трамвайная сеть была очень сильно повреждена, после войны восстановлена не полностью. С началом бурного развития троллейбусной сети в 1950-х годах а также пуском в 1960-м году метрополитена, трамвайные перевозки постепенно уходят на спад, были демонтированы почти все трамвайные линии в центре, однако на окраинах были проложены новые.
После развала СССР для трамваев (как и для всего остального транспорта) настали тяжёлые времена — более чем 15 лет (с 1994 по 2010 год) новые вагоны не закупались вообще, а существующие недостаточно ремонтировались. С 1996 года трамвайная сеть подверглась массовому сокращению — были сняты все линии в центре, на Печерске, также сняты линии на Демиевке, на вокзал (перенесена на ул. Старовокзальную), по мосту Патона, проспекту Гагарина и Набережному шоссе.
Формально существуют планы по незначительному развитию трамвайной сети — строительству соединительной ветки между Борщаговкой и Отрадным, а также продолжение линии по ул. Ахматовой, однако в обозримом будущем это вряд ли произойдёт. Кроме финансовых проблем и небольшого желания властей, существует и физическая — два низких железнодорожных моста (высота проезда под ними — 3,5 метра), под которыми по проспекту Отрадному и улице 9 мая должен был бы проходить маршрут трамвая.
Линия | Описание | Пуск (конка) | Пуск (паровой) | Пуск (электрический) | Объединение | Закрытие |
Крещатикская | Бол. Жандармская ул. (сейчас — Саксаганская ул.) — Царская площ. (сейчас — Европейская площ.) | 30 июля 1891 года | 19 февраля 1892 года | 13 июня 1894 года | 1 августа 1934 года | |
Васильковская[1] | Бол. Жандармская ул. (сейчас — Саксаганская ул.) — река Лыбедь (сейчас — Лыбедская площ.) | 30 июля 1891 года | 24 февраля 1892 года | 1895 год | 28 сентября 1948 года | |
Подольская (Кирилловская) | Александровская площ. (сейчас — Контрактовая площ.) — Троицкая площ. (сейчас — Кирилловская площ.) | 6 ноября 1891 года | 13 февраля 1896 года | |||
Львовская | Крещатик — Сенная площ. (сейчас — Львовская площ.)[2] | 13 июля 1892 года | 2 июля 1894 года | 21 сентября 1945 года | ||
Лукьяновская[3] | Сенная площ. (сейчас — Львовская площ.) — Лукьяновский базар (сейчас — Лукьяновская площ.) | 13 июля 1892 года | 9 июля 1895 года | 21 сентября 1945 года | ||
Фундуклеевская | Крещатик — ул. фундуклеевская (сейчас — ул. Б. Хмельницкого) — Кадетское шоссе (сейчас — площ. Победы) | 29 октября 1892 года | 1 сентября 1894 года[4] | 7 апреля 1946 года[5] | ||
Печерская | Царская площ. (сейчас — Европейская площ.) — Никольские ворота (сейчас — площ. Арсенальная)[6] | 19 сентября 1893 года | 28 октября 1893 года | 1 апреля 1962 года | ||
Вокзальная | Бибиковский бул. (бул. Т. Шевченко) — Вокзал | 1 сентября 1894 года | ||||
Шулявско-Владимирская[7] | площ. Льва Толстого — Андреевская церковь | 13 февраля 1895 года | октябрь 1895 года | 1 октября 1959 года | ||
Лагерно-Сырецкая | Лукьяновский базар (сейчас — Лукьяновская площ.) — Фёдоровская церковь — Сырецкие армейские лагеря | 13 мая 1896 года | 9 декабря 1896 года | 1917 год | ||
Политехническая | Кадетское шоссе (сейчас — площ. Победы) — Политехнический институт (ул. Полевая) | 17 октября 1899 года | 2 сентября 1978 года | |||
Дачная | Троицкая площ. (сейчас — Кирилловская площ.) — Петропавловская площ. — Пуща-Водица | декабрь 1899 года[8] | 1904 год | |||
Набережная | Почтовая площ. — ул. Набережно-Крещатикская (Гавань) | 1901 год | 1912 год | 1917 год | ||
Межигорская | Александровская площ. (Контрактовая площ.) — ул. Межигорская — Иорданская церковь (сейчас — ул. Заводская) | 1903 год | 1917 год | |||
Лукьяновская («Швейцарская») | Лукьяновский рынок (площ.) — Куренёвка (район Троицкой площ.) | апрель 1904 года | 1918 год | |||
Липкинская[9] | Бессарабская площ. — Александровская ул. (сейчас — ул. М. Грушевского)" по ул. Круглоуниверситетской и Банковой | 26 августа 1905 года | 1 октября 1998 года | |||
Святошинская | Триумфальные ворота (площ. Победы) — Политехнический институт — Святошин (4-я просека) | 1900 год | весна 1901 года | май 1924 года | 10 августа 1982 года | |
Кадетская | Триумфальные ворота (площ. Победы) — Кадетский Корпус[10] | 9 августа 1908 года | не объединена | 1919 год | ||
Караваевская | ул. Караваевская (ул. Л. Толстого) до ул. Жилянской | 30 июня 1909 года | 15 декабря 1987 года | |||
Зверинецкая | Товарная станция — ул. Лыбедско-Владимирская — Военное училище — Ионинский монастырь | 26 февраля 1910 года[11] | 1919 год | |||
Глубочицкая | Почтовая площ. — Глубочица — Триумфальные ворота (площ. Победы) — Вокзал | 6 марта 1910 года | ||||
Демиевская | Железнодорожный переезд у р. Лыбедь — Голосеев[12] | 19 июня 1910 года | 10 октября 1926 года | 1919 год (восстановлена 10 октября 1926 года) и 11 апреля 1980 года | ||
Прорезная | ул. Прорезная — ул. Ярославов Вал — ул. Мало-Владимирская — ул. Гоголевская — ул. Керосинная | 23 декабря 1910 года | 30 июня 1959 года[13] | |||
Дарницкая (Слободская) | Почтовая площ. — Цепной мост — Никольская Слободка — Бровары[14] | конец 1911 года[15] | 7 ноября 1934 года | 7 ноября 1934 года | 10 июня 1920 года (восстановлена 10 мая 1925 года) и в 1941 году |
Был заложен 30 июня 1891 года.
30 июля 1891 года открыто движение по однопутному маршруту с разъездами «Крещатик — Демиевка» от Большой Жандармской ул. (нынешней ул. Саксаганского) по ул. Большой Васильковской до Демиевки (Лыбедская площ.). Тогда же открыто депо (Васильковское депо).
18 августа 1891 года был продлён по Крещатику, маршрут: «Царская площ. — Демиевка». (сейчас «Европейская площ. — Лыбедская площ.»)
6 ноября 1891 года введён второй (Подольский) маршрут «Александровская площ. — Троицкая площ.» (сейчас — от Контрактовой до Кирилловской церкви на пересечении ул. Фрунзе и Московского проспекта) по улицам Константиновской и Кирилловской.
Уже после пуска электрического трамвая продолжалось расширение сети конки:
Был полностью заменен электрическим в 1894 году. После этого конка появлялась изредка до пуска электрического трамвая во временном режиме (например, 13 февраля 1895 года введена Шулявско-Владимирская линия по ул. Шулявской (Караваевской) от Крещатика и ул. Владимирской до Андреевской церкви, но уже в октябре 1895 года здесь пущен электрический трамвай).
Пущен 19 февраля 1892 года по уже существующему конному маршруту «Крещатик — Демиевка», а также специально построенному участку по Александровскому спуску. Регулярно ходили 4 поезда с паровозами производства коломенского завода.
В связи с проблематичностью подъёма вагонов по Александровскому спуску движение укорочено до Царской площ. (сейчас — Европейская площ.), а по спуску решено пустить электрический трамвай.
Уже после пуска электрического трамвая продолжалось расширение сети парового трамвая:
Был полностью заменен электрическим в 1894 году. После этого паровой трамвай появлялся изредка до пуска электрического трамвая во временном режиме (например, 13 мая 1896 года введена новая Лагерная линия парового трамвая от Лукьяновского базара по ул. Бол. Дорогожицкой до Фёдоровской церкви, а также временная линия до Сырецких армейских лагерей, но уже с 9 декабря 1896 года заменена на электрическую тягу от Лукьяновского базара до Фёдоровской церкви).
В связи с проблематичностью подъёма паровых вагонов по Александровскому (сейчас — Владимирскому) спуску здесь было решено пустить электрический трамвай. Городская дума утвердила проект в сентябре 1891 года. Проект разработан военным инженером Амандом Струве — основателем Коломенского завода в 1892 году. Строителем-подрядчиком была немецкая фирма Siemens.
Первая линия протяжённостью 1 км проходила по Александровскому спуску. Регулярное движение «Александровская площ. — Крещатик — Бол. Жандармская ул.» электрического трамвая было начато 13 июня 1892 года (пробный — 19 мая 1892 года). С открытием этого участка вся линия с учётом пересадок была замкнута от Демиевки до Куренёвки, началась электрификация всей линии. Тогда же у основания спуска построено Александровское депо.
28 октября 1893 года введена новая Печерская линия электрического трамвая (по конке, существующей с 19 сентября 1892 года) от Царской площ. до Никольских ворот.
В 1894 году электрифицированы сразу несколько линий конки и парового трамвая:
9 июля 1895 года электрифицирована Лукьяновская линия парового трамвая до Лукьяновского рынка.
В октябре 1895 года электрический трамвай заменил конку на Шулявско-Владимирской линии (от площ. Л. Толстого до Андреевской церкви).
13 ноября 1895 года введена новая линия по ул. Михайловской.
В январе 1896 года продлена Печерская линия от Никольских ворот по Никольской и Эспланадной до ул. Московской.
13 мая 1896 года продлена Лагерно-Сырецкая линия (парового трамвая) от Фёдоровской церкви к Сырецким армейским лагерям.
9 декабря 1896 года электрифицирована Лукьяновская линия парового трамвая от Лукьяновского рынка до Фёдоровской церкви.
24 июля 1897 года введена новая Жандармская линия по ул. Бол. Жандармской (сейчас — ул. Саксаганского) от Бол. Васильковской до Караевской ул. (Шулявской ул.) до Жилянской ул.
26 августа 1897 года введена новая Кудрявская линия от Сенной площ. (сейчас — Львовская площ.) по ул. Бульварно-Кудрявской, Дмитровской и Бол. Жандармской до Шулявской (Караваевской) навстречу Жандармской линии.
В 1898 году построены вторые пути по Большой Васильковской улице.
17 октября 1899 года введена новая линия от Бессарабской площ. по Бибиковскому бул. (бул. Тараса Шевченко) до ул. Пирогова, а также от Кадетского шоссе (Триумфальных ворот, сейчас — площ. Победы) до ул. Полевой (сейчас — Политехнический институт) по Брест-Литовскому шоссе.
В 1899 году введена конная (электрифицирована в 1901 году, вошла в общегородскую сеть в 1923 году) Святошинская линия трамвая в Киеве, дублирующая на участке от Триумфальных ворот (сейчас — площ. Победы) до ул. Полевой (сейчас — Политехнический институт) электрический трамвай Киева.
В 1900 году введена линия парового трамвая до Пущи-Водицы (от Петропавловской площ. по ул. Вышгородской), которая была в 1904 году электрифицирована.
В 1901 году открыта конная Набережная линия (по ул. Набережно-Крещатикской), которая была в 1911 году передана бензотрамваю, разрушена в 1941 году, восстановлена в 1953 году.
В мае 1901 года электрифицирована Святошинская линия (от Триумфальных ворот до Святошина).
В 1903 году открыта Межигорская линия «Александровская площ. (Контрактовая площ.) — Иорданская церковь (сейчас — ул. Заводская)» по Межигорской ул. на Подоле.
В 1904 году электрифицирована линия на Пущу-Водицу.
В апреле 1904 года открыта Швейцарская (Лукьяновская) линия — от Лукьяновки до Куренёвки (около Подольского спуска).
В 1905 году введена линия по ул. Жилянской от ул. Бульонной до ул. Бол. Васильковской (до Троицкой церкви).
20 мая 1905 года введена линия по ул. Боричев Ток от Александровской площ. к открытому в тот день фуникулёру.
26 августа 1905 года была открыта Липкинская линия по ул. Круглоуниверситетской и Банковой, а также продлена Печерская линия до Киево-Печерской лавры, а от Никольских ворот на Печерской линии пущен новый отрезок через Московскую ул. до современного Военного училища.
В 1906 году введена односторонняя линия по ул. Константиновской и Еленовской на Подоле, по которой трамваи Подольской (Кирилловской) линии начали ходить из центра в сторону Кирилловской церкви.
В 1906 году введена односторонняя линия по ул. Юрковской, по которой трамваи Швейцарской (Лукьяновской) линии начали ходить в сторону Лукьяновской площ. (к центру).
27 июля 1908 года открыта Кадетская линия от Триумфальной Арки (сейчас — Воздухофлотский мост) до Кадетского корпуса (сейчас — здание Минобороны Украины): частная и отдельная до 1 сентября 1915 года.
В 1908 году продлена линия на вокзал: к современному пригородному вокзалу.
30 июня 1909 года открыта Караваевская линия по ул. Караваевской (сейчас — ул. Толстого) от ул. Владимирской до угла ул. Жилянской.
18 июля 1909 года открыта новая линия по Бол. Владимирской ул. от Шулявской и по Бульонной ул. до Товарной станции.
6 марта 1910 года открыта Глыбочикская линия от Набережно-Крещатикской ул. на Подоле по ул. Верхний и Нижний Вал, Глыбочикской, Лукьяновскую площ., ул. Дмитровскую до ул. Безакиевской (сейчас — ул. С. петлюры).
23 декабря 1910 года открыта Прорезная линия от Крещатика по ул. Прорезной, Ярославу Валу, Глыбочикская, Дмитровской, Маловладимирской (Олеся Гончара), до Шулявки.
В 1909—1910 году открыта Зверинецкая линия от товарной станции до Выдубичей вначале (23 июля 1909 года) от Военного училища по Печерской и Святотроицкой ул. до Святотроицкого монастыря, а затем (26 февраля 1910 года) от Военного училища по ул. Петро-Могилянской, Бол. Шияновской, Засарайной, Прозоровской, Лыбедско-Владимирской через Бол. Васильковскую линию до ул. Бульонской (Боженка) и товарной станции.
19 июня 1910 году открыта Демиевская линия от железнодорожного переезда напротив Демиевки по ул. Бол. Васильковской до Голосеева (частная и отдельная линия: соединена с общегородскими линиями в 1926 году).
В конце декабря 1911 года открыт Бензотрамвай — трамвай на бензиновом двигателе. Действует маршрут №В «Почтовая пл. — Цепной мост». В этом же году открылась линия по Цепному мосту и Слободское трамвайное депо (ныне диспансер, вблизи нын. М. Левобережной). Маршрут №В продлен сначала до Никольской Слободки, потом — до пос. Быковня.
Открыт в конце декабря 1911 года. Знаком также под названиями: «Слободская линия» или «Дарницкий трамвай».
Первый маршрут «В»: «Почтовая площ. — Быковня» (сразу — до тупика возле Цепного моста, в том же году по Цепному мосту до Никольской слободки, открыто Слободское бензотрамвайное депо, и к 1913 году — до Быковни).
В мае 1912 года введена новая линия от Никольской Слободки до станции «Дарница».
В 1913 году введена новая линия от Быковни до Броваров: «Почтовая площ. — Бровары»
10 июня 1920 года закрыт в связи с разрушением Цепного моста.
10 мая 1925 года восстановлено движение трамвая по новому мосту имени Евгении Бош, пущен маршрут «Почтовая площ. — Никольская Слободка».
В 1925 году восстановлено движение до Дарницы, а в 1926 году — до Быковни и Броваров.
1 апреля 1924 года произведена электрификация первого участка Киевского бензотрамвая: от Почтовой площ. до Никольской Слободки.
В 1930 году введены новые маршруты:
В 1933 году переименованы маршруты № 15 — в № 17, а маршрут № 16 — в № 23.
В 1933 году электрифицирован участок «Никольская Слободка — ст. Дарница»
7 ноября 1934 года маршруты киевского бензотрамвая были полностью электрифицированы последним участком «Никольская Слободка — Быковня — Бровары» (прекратил существование бензотрамвай, но рельсы сохранялись до 1941 года).
В 1935 году введены новые маршруты:
1 мая 1936 года введена новая линия от Ст. Дарница до ДВРЗ, продлён маршрут № 17, а затем пущен новый маршрут № 24 (Ст. Дарница — ДВРЗ).
В марте 1938 года пущен маршрут № 26 «Никольская Слободка — Завод „Киевволокно“ (район Быковни)». В 1939 году появилась служебно-грузовая линия от Никольской Слободки до Кирпичного завода.
В 1941 году был разрушен, не восстанавливался.
В 1913 году введены 2 новые линии Демиевской линии:
В 1913 году действует 20 маршрутов + 1 летний, а также отдельные Святошинская, Слободская (Дарницкая, бензотрамвай), Демиевская и Кадетская линии.
В 1914 году введена линия трамвая от Бульонской ул. через железную дорогу к Клиническому городку.
24 ноября 1916 года продолжена Кадетская линия от здания Кадетского корпуса (сейчас — Министерство обороны) до Артшколы (сейчас — Соломенская площ.).
10 апреля 1918 года продолжена Кадетская линия от Артшколы (сейчас — Соломенская площ.) до Чоколовки.
В 1917-1921 годах закрыты линии: Лукьяновская (Киевская Швейцария), Кадетская (в 1919 году), линия из Печерска к Товарной станции, по ул. Набережно-Крещатикской и Межигорской.
В 1920 году начато восстановление киевского трамвая после событий 1917—1920 гг.:
В ноябре 1923 года открыта линия на Соломенку от Жилянской ул. по ул. Урицкого до Артшколы.
В 1923 году (по другим данным, в 1924 году) подключена к единой сети Святошинская линия в районе ул. Полевой с переводом её с узкой на широкую колею.
10 мая 1925 года восстановлена и подключена к единой сети Дарницкая (Слободская) линия на левом берегу.
10 октября 1926 года подключена к единой сети Демиевская линия (до Сталинки) по ул. Боженко, через железную дорогу и ул. Бол. Васильковскую.
В 1928 — 1929 годах маршрут № 6 укорочен от Бессарабской площ. до Евбаза, а маршрут № 7 от ул. Урбановича (Резницкой) до Бессарабской площ., маршрут № 9 стал кольцевым с прежними конечными (в двух направлениях), пущен маршрут № 17 «Спуск имени А. Иванова (сейчас — фуникулёр на Михайловском спуске)» и № 18 «Бессарабская площ. — Лавра».
7 ноября 1932 года введена новая линия от ул. Боженко по ул. Фёдорова через железную дорогу до Трикотажной (швейной) фабрики в районе Протасова Яра, пущен маршрут № 15 «Галицкий базар — ул. Л. Пятакова — ул. Красноармейская — ул. Бульонская — Трикотажная фабрика», Киевский фуникулёр выведен из списка маршрутов трамвая (его прежний номер — № 17 — передан маршруту № 15 «Никольская Слободка — Дарница»).
В 1933 году пущены маршруты:
В 1933 году переименован маршрут № 16 в маршрут № 23 «Никольская Слободка — Бровары», в том же году электрифицирован участок «Никольская Слободка — ст. Дарница», новый маршрут № 16 стал ходить от Красной площ. до площ. III Интернационала.
1 августа 1934 года снята трамвайная линия с ул. Воровского (сейчас — Крещатик) до площ. Льва Толстого и с ул. Ленина (сейчас — ул. Б. Хмельницкого) и Пироговской, маршрут № 1 перенесен на ул. Короленко (сейчас — ул. Владимирская), маршруты № 1а, № 1б, № 3 и № 3а закрыт.
7 ноября 1934 года подключена и электрифицирована Дарницкая линия от Никольской Слободки до Дарницы.
В 1934 году (по другим данным, в 1935 году) открыта линия по Дегтярёвской ул. до ст. Киев-Лукьяновка («Дезстанция», сейчас — ст. Рубежовский у ст. метро «Берестейская»), пущен маршрут № 21 «Лукьяновская площ. — Дезстанция».
В 1935 году перенесены рельсы с ул. Садовой на ул. Липскую и Крепостной пер., пущен новый маршрут № 3 «Площ. III-го Интернационала — Музейный городок».
В 1935 году сняты рельсы с ул. Гершуни, трамваи маршрута № 5 перенесены на ул. Ворошилова (Ярославов Вал) и ул. Нероновича (Воровского) без изменения конечных, позже маршрут № 5 продлён до завода «Станкострой».
В 1935 году маршрут № 6 продлён от Евбаза (сейчас — площ. Победы) до Вокзала, а № 7 от ул. Полевой до завода «Большевик».
В октябре 1935 года сняты рельсы от Бессарабской площ. до площ. Л. Толстого.
5 ноября 1935 года введена новая линия по ул. Тимирязевской до Печерского моста (Выдубичей), продлён маршрут № 18 «Бессарабка — Сапёрная Слободка».
В начале 1936 года закрыт маршрут № 20 «Советская площ. — Пуща-Водица», позже № 20 присвоен маршруту «площ. Сталина (ранее — III Интернационала) — Военная школа (Артучилище № 2)».
1 мая 1936 года открыта на левом берегу трамвайная линия от Дарницы до ДВРЗ (разрушена в годы войны 1941-45 гг.,впоследствии восстановлена в изменённой трассе), продлён маршрут № 14 «Почтовая площ. — Старая Дарница», закрыт маршрут № 17, а до ДВРЗ от Дарницы пошёл новый маршрут № 24, старому маршруты № 14 присвоен маршрут № 25 «Почтовая площ. — Никольская Слободка».
В 1936 году до Военной школы сокращён и маршрут № 18 «Бессарабская площ. — Военная школа (Артучилище № 2)» и пущен новый маршрут № 17 «Военная школа (Артучилище № 2) — Сапёрная Слободка».
В марте 1938 года пущен маршрут № 26 «Никольская Слободка — завод „Химволокно“ (район Быковни)».
В 1940 году сняты рельсы от площ. Дзержинского до реки Лыбедь, маршрут № 1 укорочен до площ. Дзержинского, а также пущены маршруты:
К 1941 году закрыт маршрут № 9 «площ. Калинина — ул. Пятакова (сейчас — ул. Саксаганского) — площ. Дзержинского», вместо последнего пущены 2 кольцевых маршруты А и Б.
После войны были утрачены линии бензотрамвая, а также линии по улицам: Круглоуниверситетской, Прорезной, Михайловской, Бол. Житомирской, Артёма, Андрющенко, Шолуденко.
18 октября 1941 года — 21 января 1942 года, а также 1 июня 1942 года — 10 июля 1942 года — временное восстановление движения пассажирского трамвая по части маршрутов во время немецкой оккупации. Грузовое движение было возобновлено с 1 октября 1941 года продолжалось.
1943 год — до полного прекращения трамвайного движения в связи с боевыми действиями октября месяца пассажирские перевозки осуществлялись только для потребностей заводов.
Конец 1943 — начало 1944 года — начало восстановления трамвайного движения после освобождения Киева от немецко-фашистских войск. Временная линия грузового трамвая на Крещатике в помощь при разборе руин и восстановлении улицы (разобрана в 1946 году):
Восстановление линий в 1947-1949 годах:
21 сентября 1945 года — закрытие трамвайного движения по улицам Малая и Большая Житомирские, Парижской Коммуны, Артёма, Мельникова, Пугачева, Багговутовской, Овручской и Герцена и открытие 5 ноября 1945 года движения от Лукьяновской площ. по улице Белорусской с переносом туда же конечной остановки "Завод «Укркабель».
1946—1950 гг — снятие трамвайных путей с бульвара Шевченко от начала до Галицкой площади (пл. Победы), улицы Круглоуниверситетской (действовавшей до 1941 года), с улицы Красноармейской с переносом участка тамвайного пути с улицы Димитрова на улицу Горького, возобновлено движение по ул. Владимирской между улицами Саксаганского и Короленковской (после закрытия в 1926 году):
23 января 1950 года введена новая линия «Красная площ. — ул. Межигорская — ГЭС-2», пущен маршрут № 27 (закрыта 12 октября 1961 года).
30 апреля 1951 года введена (восстановлена) линия «Почтовая площ. — Набережное шоссе — Наводницкий мост», пущен маршрут № 28 «Почтовая площ. — Наводницкий мост (Мост имени Патона)».
13 января 1951 года введена новая линия «ул. Мечникова — Кловский спуск — Крепостной пер.», а 19 мая 1951 года пущены маршруты:
1 июня — июль 1951 года работал маршрут № 5 «Вокзал — завод имени Дзержинского».
6 ноября 1951 года продлён маршрут № 16 «Контрактовая площ. — Суворовское училище (Печерский мост)», а маршрут № 20 от площ. Сталина до Красной площ.
8 октября 1953 года закрыт маршрут № 17 «Бессарабка — Вокзал».
21 июня 1954 года закрыт маршрут № 29 «Бессарабка — Суворовское училище (Печерский мост)».
10 сентября 1954 года пущен маршрут № 25 «Вокзал — Пуща-Водица».
1 ноября (по другим данным, 30 октября) 1954 года трамвай пошёл по мосту Патона, далее по Автостраде (ныне проспект Воссоединения) до КП (Ленинградская площадь), продлён маршрут № 28 «Почтовая площ. — Дарница».
11 ноября 1954 года закрыт маршрут № 26 «Бессарабка — ул. Полевая».
1 декабря 1954 года маршрут № 21 продлён от Дома офицеров через Печерск до Бессарабки «Красная площ. — Печерск — Бессарабка».
В 1955—1956 годах закрыт маршрут № 7 «площ. Победы — завод „Большевик“».
1 июня 1955 года открыт маршрут № 3 «Петропавловская площ. — Дом офицеров (Завод „Арсенал“)».
16 октября 1955 года введена новая линия по Диагональной улице (ныне просп. Юрия Гагарина) «КП — пос. Шелкостроя (Дарница)», продлён маршрут № 28 «Почтовая площ. — пос. Шелкостроя (Дарница)».
1 января 1956 года открыто разворотное кольцо у дома отдыха водников для маршрута № 19.
14 февраля 1956 года продлена линия от пос. Шелкостроя до Шелкокомбината (сейчас — станция метро «Лесная»), продлён маршрут № 28.
17 июня 1956 года открыт короткий маршрут № 12к «Депо (им. Красина) — Пуща-Водица (14 линия)».
1 июля 1956 года пущен новый маршрут № 29 «Почтовая площ. — Ленинградская площ.».
1 августа 1956 года закрыт маршрут № 21 «Красная площ. — Печерск — Бессарабка»
1 августа 1956 года открыты кольцевые маршруты А и Б:
23 сентября 1956 года пущен короткий маршрут № 10к «Вокзал — Московская площ.».
16 октября 1956 года закрыт маршрут № 1 «площ. Б. Хмельницкого — площ. Л. Толстого» (с 23 октября 1956 года временно пущен по маршруту «площ. Б. Хмельницкого — Университет»).
1 декабря 1956 года пущен новый маршрут № 17 «Вокзал — Дом офицеров (завод „Арсенал“)» и № 26 «площ. Победы — Железнодорожный переезд».
1 января 1957 года маршрут № 26 продлён от Железнодорожного переезда до Святошина, а 15 января 1957 года «Вокзал — Станкозавод».
1 марта 1957 года пущен маршрут № 24 «Бессарабская площ. — Сталинка (Голосеевская площ.)».
1 апреля 1957 года маршрут № 17 продлён до Заповедника «Киево-Печерская Лавра»: «Вокзал — Заповедник „Киево-Печерская Лавра“».
30 апреля 1957 года введена новая линия «КП — Дарницкий вокзал» по Харьковскому шоссе и ул. Привокзальной, продлён маршрут № 29 «Почтовая площ. — Дарница (Вокзал)».
1 июня 1957 года маршрут № 28 продлён от Почтовой площ. до Красной площ. «Красная площ. — Дарница (Шелкострой)».
16 августа 1957 года маршрут № 26 продлён от Вокзала до Красной площ. «Красная площ. — Станкозавод».
1 октября 1957 года закрыт маршрут № 17 «Вокзал — Заповедник „Киево-Печерская Лавра“».
26 октября 1957 года пущен маршрут № 22 «Дарницкий вокзал — ДШК (Дарницкий шелкострой)».
1 ноября 1957 года закрыт маршрут № 1 «площ. Б. Хмельницкого — Университет».
22 декабря 1957 года введена новая линия «Дарницкий вокзал — ЗЖБК», продлён маршрут № 29 «Почтовая площ. — ЗЖБК».
3 февраля 1958 года пущен новый маршрут № 5 «Красная площ. — Дом офицеров».
7 февраля 1958 года маршрут № 22 продлён до ЗЖБК «Дарницкий шелкострой — ЗЖБК».
1 мая 1958 года закрыт маршрут № 26 «Красная площ. — Станкозавод».
10 мая 1958 года продлена линия от ЗЖБК до Рембазы, продлены маршрут № 22 «Дарницкий шелкострой — ул. Полесская (Рембаза ЗЖБК)» и № 29 «Почтовая площ. — ул. Полесская (Рембаза ЗЖБК)».
1 июня 1958 года восстановлен маршрут № 1 «площ. Б. Хмельницкого — Университет»
1 февраля — 1 марта 1959 года — время работы нового маршрута № 31 «Красная площ. — ул. Полесская (Рембаза ЗЖБК)».
1 апреля 1959 года закрыта односторонняя линия до завода и площ. Дзержинского, маршруты № 9 и № 15 перенаправлены с площ. Дзержинского до Сталинки: «Красная площ. — площ. Победы — Сталинка (Голосеевская площ.)» и «площ. Богдана Хмельницкого — Сталинка (Голосеевская площ.)».
28 апреля 1959 года закрыто движение «площ. Победы — Воздухофлотский мост» (перенесена на ул. Жилянскую), изменено на этом участке движение маршрутов № 6 и № 23, закрыт маршрут № 14 «Красная площ. — площ. Победы — Святошино».
30 июня 1959 года закрыто движение «ул. Владимирская — Ярославов Вал — Львовская площ.», маршрут № 2 укорочен от площ. Калинина до Львовской площ. «Вокзал — Львовская площ.», а маршрут № 4 укорочен от площ. Б. Хмельницкого до Львовской площ. «Львовская площ. — ул. Воровского — Завод „Укркабель“ (Лукьяновка)».
13 августа 1959 года закрыто движение «ул. Воровского — ул. Саксаганского — ул. Коминтерна» (перенесена того же числа на ул. Жилянскую), изменено движение на этом участке маршрутов № 2, № 9, № 13 и № 23.
1 октября 1959 года закрыто движение «площ. Б. Хмельницкого — ул. Владимирская — Университет (ул. Л. Толстого)», закрыт маршрут № 1 «площ. Б. Хмельницкого — Университет», изменено в районе площ. Б. Хмельницкого движение маршрутов А и Б, изменены маршруты:
1 октября 1959 года восстановлены маршруты № 14 «Красная площ. — Святошино» и № 31 «Красная площ. — ул. Полесская (Рембаза ЗЖБК)».
5 ноября 1959 года введена новая линия «КП — ДВРЗ», пущены маршруты:
1 декабря 1959 года открыт маршрут № 17 «Бессарабка — Печерский мост», закрыты маршруты:
Во второй половине 1950-х закрыты короткие маршруты № 10к «Вокзал — Московская площ.» и № 12к «Депо (имени Красина) — Пуща-Водица».
1 февраля 1960 года закрыт маршрут № 29 «Почтовая площ. — Набережное шоссе — ул. Полесская (Рембаза ЗЖБК)», маршрут № 32 укорочен от Красной площ. до Почтовой площ.: «Почтовая площ. — ДВРЗ».
В августе 1960 года закрыт маршрут № 5 «Красная площ. — Дом офицеров (Завод „Арсенал“)».
16 октября 1960 года закрыто движение «площ. Славы — Музгородок (Лавра)», закрыт маршрут № 20.
9 ноября (по другим данным, 5 ноября) 1960 года введена новая линия «Дарницкий вокзал — Дарницкая больница», пущен маршрут № 29 «Дарницкий шелкострой (ДШК) — Дарницкая больница».
12 ноября 1960 года закрыт маршрут № 17 «Бессарабка — Печерский мост».
3 января 1961 года введена новая линия «просп. Победы — ул. Дегтяревская — бул. И. Лепсе — Медгородок», пущен маршрут № 7 «Вокзал — Медгородок».
13 марта 1961 года закрыт маршрут № 25 (в связи с Куренёвской трагедией).
1 мая 1961 года пущен маршрут № 28к «Красная площ. — Ленинградская площ.», маршрут № 32 возвращён к Красной площ.: «Красная площ. — ДВРЗ».
10 мая 1961 года пущен маршрут № 14 «Красная площ. — Святошино».
15 июня 1961 года закрыто движение «Лукьяновская площ. — завод „Укркабель“», маршрут № 4 перенесен от завода «Укркабель» на Красную площ.: «Красная площ. — Львовская площ.».
12 октября 1961 года закрыта линия «ул. Еленовская — ул. Межигорская — ГЭС-2», закрыт маршрут № 27.
21 октября 1961 года пущен маршрут № 5 «Красная площ. — Дом офицеров (Завод „Арсенал“)», а с 28 декабря продлён до Печерского моста.
18 января 1962 года пущен маршрут № 15 «Львовская площ. — Святошино».
9 февраля 1962 года закрыт маршрут № 5 «Красная площ. — Печерский мост».
12 февраля 1962 года пущен новый маршрут № 5 «Красная площ. — Набережное шоссе — Бессарабка».
1 апреля 1962 года закрыта линия «площ. Ленинского Комсомола — Печерск», открыты маршруты № 18 «Бессарабка — Печерский мост» и № 17 «Красная площ. — Набережное шоссе — Печерский мост», закрыты маршруты:
3 апреля 1962 года пущен укороченный маршрут № 16 «площ. Ленинского Комсомола — Красная площ.», закрыт маршрут № 3 «Петропавловская площ. — Дом офицеров (Завод „Арсенал“)».
22 апреля 1962 года пущен новый маршрут № 3 «Бессарабка (Дворец Спорта) — Набережное шоссе — площ. Фрунзе», закрыты маршруты:
24 апреля 1962 года введена новая линия «Дарницкая больница — Красный Хутор», продлён маршрут № 29 «Дарницкий шёлковый комбинат (ДШК) — Красный Хутор».
1 мая 1962 года восстановлен маршрут № 11 «Красная площ. — площ. Фрунзе».
1 июня 1962 года пущен новый маршрут № 27 «Бессарабка — Ленинградская площ.»
11 июня 1962 года продлён маршрут № 27 от Ленинградской площ. до Дарницкого шёлкового комбината (ДШК; сейчас — станция метро «Лесная»): «Бессарабка — ДШК (Дарницкий шёлковый комбинат)».
1 июля 1962 года восстановлен маршрут № 25 «Вокзал — Пуща-Водица».
1 августа 1962 года пущен маршрут № 22к «Ленинградская площ. — Рембаза» (вскоре закрыт).
В сентябре 1962 года закрыт маршрут № 18 «Бессарабка — Печерский мост».
1 февраля 1963 года введена новая линия «Медгородок — Отрадный просп.», продлён маршрут № 7 "Вокзал — просп. Чубаря (Автогенный завод).
5 ноября 1963 года введена новая линия «ул. Диагональная (сейчас — просп. Юрия Гагарина) — Воскресенский массив (ул. Стальского)», пущен новый маршрут № 21 «Воскресенский массив (ул. С. Стальского) — Красная площ.».
6 ноября 1963 года пущены новые маршруты № 1 "Станция метро «завод „Большевик“» — просп. Чубаря (Автогенный завод)" и № 5 "Станция метро «завод „Большевик“» — Святошино".
13 января (по другим данным, 18 января) 1964 года маршрут № 22 перенаправлен «Воскресенский массив (ул. С. Стальского) — Рембаза».
1 июня 1964 года закрыт маршрут № 17 «Красная площ. — Печерский мост».
1 июля — 8 июля 1964 года в связи с ремонтом моста Патона временно закрыты маршруты № 21, № 27, № 28, № 31, № 32 (маршрут № 21 восстановлен только 25 июля 1964 года).
8 августа 1964 года пущен короткий маршрут № 28к «Красная площ. — Ленинградская площ.».
10 августа 1964 года закрыто движение «ул. Жилянская — ул. Урицкого — площ. Урицкого» и маршрута № 8 (сразу некоторое время работал по маршруту «Университет — ул. Саксаганского») в связи с капитальным ремонтом и достройкой 2-х путей по этому участку (открыт 15 января 1967 года).
1 сентября 1964 года маршрут № 27 перенаправлен: «Воскресенский массив (ул. С. Стальского) — Дворец Спорта».
5 ноября 1965 года — 8 октября 1968 года — работа временной линии по ул. Попудренко от ул. Красногвардейская до станции метро «Дарница». Разобрана после введения в действие станции метро «Комсомольская» (сейчас — «Черниговская»). На временную линию направлен маршрут № 29 «Станция метро „Дарница“ — Красный Хутор» и маршрут № 33 «Станция метро „Дарница“ — ул. Рогозовская (ДВРЗ)», а также пущен новый маршрут № 34 «Станция метро „Дарница“ — Воскресенский массив (ул. С. Стальского)».
13 ноября (по другим данным, 16 ноября) 1965 года введена новая линия «Лукьяновская площ. — просп. Победы» по ул. Пархоменко (сейчас — ул. Дегтяревская), по которой пошёл маршрут № 14 (без изменения конечных).
21 ноября 1965 года маршрут № 15 перенаправлен со Святошино на просп. Чубаря (Автогенный завод) по ул. Пархоменко (сейчас — ул. Дегтярёвская) «Львовская площ. — просп. Чубаря (Автогенный завод)».
1 декабря 1965 года закрыты маршруты № 5 "Станция метро «завод „Большевик“» — Святошино" и № 11 «Красная площ. — площ. Фрунзе».
15 января 1967 года открыта после реконструкции и расширения линия «ул. Жилянская — ул. Урицкого — площ. Урицкого», восстановлен маршрут № 8 «Университет — площ. Урицкого».
1 июня 1967 года введена новая линия «площ. Урицкого — Зализничный массив», продлён маршрут № 8 «Университет — Зализничный массив».
13 февраля 1968 года введена новая линия «Медгородок — Никольская Борщаговка», пущен маршрут № 17 "Станция метро «завод „Большевик“» — Никольская Борщаговка", маршрут № 1 закрыт.
8 октября 1968 года закрыта временная линия до станции метро «Дарница», маршруты № 29 и № 33 перемещены со станции метро «Дарница» на ул. Миропольскую (позже — ул. Комсомольская, сейчас остановка «просп. А. Навои»), маршрут № 34 «ул. Сосюры — Воскресенский массив (ул. С. Стальского)».
12 октября — 9 декабря 1968 года временно удлинён маршрут № 33 от ул. Миропольской до Воскресенского массива: «Воскресенский массив (ул. С. Стальского) — ул. Рогозовская (ДВРЗ)».
12 января 1970 года продлена линия от Никольской Борщаговки до ул. Семьи Сосниных, продлён маршрут № 17 "станция метро «завод „Большевик“» — ул. Семьи Сосниных".
1 августа 1970 года восстановлен маршрут № 5 "Станция метро «завод „Большевик“» — Святошино", маршрут № 6 временно закрыт (до 1 ноября 1970 года), а на вокзал стал заезжать маршрут № 23 «Дворец Спорта — Святошино».
1 декабря 1970 года маршрут № 1 продлён от станции метро «завод „Большевик“» до Дворца Спорта (Бессарабка), а заезд маршрута № 23 на вокзал ликвидирован.
1 декабря 1970 года введена новая линия от просп. Воссоединения до ул. Энтузиастов (массив «Березняки»), пущены новые маршруты, изменён маршрут № 34 «Быткомбинат (массив „Березняки“) — Красная площ.», пущен новый маршрут № 35 «Быткомбинат (массив „Березняки“) — Бессарабка (Дворец Спорта)».
7 декабря 1970 года перенесено движение на участке «ул. Резницкая — Суворовское училише» на ул. Кутузова в связи с ремонтом дороги, изменено движение маршрута № 30 (без изменения конечных).
10 февраля — 1 октября 1970 года в связи со строительством перехода на ул. Красноткацкой временно закрыт маршрут № 28.
17 ноября 1971 года введена новая линия от Никольской Борщаговки (ул. Гната Юры) до Кольцевой дороги (ул. Большая Окружная), пущен новый маршрут № 18 "Станция метро «завод „Большевик“» — Большая Окружная ул.".
22 ноября 1971 года закрыт маршрут № 6 «Вокзал — Святошино».
29 ноября 1971 года закрыты маршруты:
7 декабря 1971 года закрыт маршрут № 24 «Дворец Спорта — Голосеевская площ.»
18 августа 1972 года пущен новый маршрут № 6 «Львовская площ. — просп. Чубаря (Автогенный завод)».
2 октября 1972 года произошёл перенос трамвайных путей с улицы Жданова на улицу Братскую на Подоле (в связи со строительством метро), изменено движение трамваев маршрутов № 16 и № 31.
15 января 1973 года перенесен маршрут № 6 «Львовская площ. — Большая Окружная ул.».
1 февраля 1975 года введена новая линия «просп. Победы — Редукторный завод» по ул. Борщаговской (сейчас — участок скоростного трамвая), пущен маршрут № 3 «Вокзал — Редукторный завод».
8 октября 1975 года введена новая линия «ул. Автозаводская — ул. Л. Гавро (Оболонь)», пущен маршрут № 11 «Красная площ. — ул. Л. Гавро».
8 октября 1975 года открытие трамвайного движения по ул. Межигорской на участке ул. Нижний Вал до ул. Щекавицкой.
1 января 1977 года введена новая линия «Редукторный завод — Медгородок (бул. И. Лепсе)», маршрут № 3 продлён от Редукторного завода до Бол. Окружной ул. («Вокзал — Кольцевая дорога»), маршрут № 1 перенесен с просп. Чубаря (Автогенный завод) на ул. Семьи Сосниных: «ул. Семьи Сосниных — Дворец спорта», другие маршруты до Медгородка (№ 6 и № 7) шли по прежнему маршруту.
11 апреля 1977 года закрыто движение трамваев по Владимирскому спуску, закрыт маршрут № 16 «Красная площ. — площ. Ленинского Комсомола».
1 сентября 1977 года закрыто разворотное движение трамвая на площ. Победы в связи с открытием скоростного трамвая. Длина трамвайных путей достигла 285,1 км — максимального значения за всю историю киевского трамвая. Маршрут № 3 — единственный скоростной маршрут — стал короче на 1 остановку: «площ. Победы — Кольцевая дорога».
1 ноября 1977 года перенесено движение на ул. Кутузова в Печерске, перенесен маршрут № 30 (без изменения конечных).
1 июля 1978 года введена новая линия от ул. Добрынинской до ул. Героев Днепра (просп. А. Корнейчука) на Оболони, продлён маршрут № 16 «ул. Скляренко — просп. Корнейчука (ул. Героев Днепра)».
2 сентября 1978 года закрыто движение трамвая по просп. Победы от начала до станции метро «завод „Большевик“» (сейчас — станция метро «Шулявская»), маршрут № 7 укорочен от вокзала до ст. м. «Большевик»: "просп. Чубаря (Автогенный завод) — станция метро «завод „Большевик“»", закрыты маршруты:
25 сентября 1978 года маршрут № 16 продлён от ул. Скляренко до Красной площ. «Красная площ. — просп. Корнейчука (ул. Героев Днепра)».
1 октября 1978 года маршрут № 11 укорочен до станции метро «Красная площ.».
31 октября 1978 года закрыт маршрут № 28.
20 ноября 1978 года закрыты маршруты:
6 декабря 1979 года маршрут № 29 перенесен с ул. Миропольской к станции метро «Пионерская» (сейчас — «Лесная»).
11 апреля 1980 года закрыто движение «Московская площ. — Голосеевская площ.», укорочены маршруты № 9 и № 10.
19 декабря 1980 года пущен новый маршрут № 4 «ул. Лайоша Гавро — просп. Корнейчука».
В 1981 году закрыт короткий маршрут № 21к.
15 февраля 1982 года закрыто движение "станция метро «завод „Большевик“» — Железнодорожное пересечение", маршрут № 5 перенесен со станции метро «завод „Большевик“» на просп. Чубаря (Автогенный завод), маршрут № 7 "просп. Чубаря (Автогенный завод) — станция метро «завод „Большевик“»" закрыт.
5 апреля 1982 года закрыто движение «Святошин — ул. Семашко», укорочены маршруты № 5 «ул. Семашко — Автогенный завод» и № 14 «ул. Семашко — Красная площ.».
10 августа 1982 года закрыто движение «Железнодорожное пересечение — ул. Семашко»: полная ликвидация движения по просп. Победы, маршрут № 5 закрыт, а маршрут № 14 «Красная площ. — просп. Чубаря (Автогенный завод)».
5 ноября 1982 года введена новая линия «ул. Стальского (Воскресенский массив) — ул. Кибальчича», продлён маршрут № 33 от ул. Комсомольской (Воскресенский массив) до ул. Кибальчича.
10 ноября 1982 года в связи продлением метро временно закрыт маршрут № 4 (до 2 декабря), а маршрут № 16 перенесен со станции метро «Красная площ.» на ул. Скляренко (возвращён на первоначальный маршрут)
2 декабря 1982 года восстановлен маршрут № 4.
1 марта 1983 года продлён маршрут № 21 от бульв. А. Перова до ул. А. Кибальчича «Красная площ. — ул. А. Кибальчича».
1 июля 1983 года закрыт маршрут № 25 «Вокзал — Пуща-Водица».
В 1983 году пущен маршрут № 8к «Дворец Спорта — Зализничный массив».
16 апреля 1984 года закрыто движение у съезда с ул. Дегтяревской на просп. Победы в районе Железнодородного переезда.
28 декабря 1984 года введена новая линия от улицы семьи Сосниных до Михайловской Борщаговки (ул. Булгакова), продлён маршрут № 1 «ул. Булгакова — Дворец спорта».
26 мая 1985 года закрыто движение «ул. Старонаводницкая — Печерский мост», закрыт тупиковый маршрут № 30.
27 мая 1985 года в связи с закрытием маршрута № 30 и предстоящим закрытием № 8 маршрут № 8к переименован в маршрут № 5 «Дворец спорта — Зализничный массив».
1 июля 1985 года в связи с закрытием маршрута № 30 продлён маршрут № 35 от Дворца Спорта до вокзала: «Быткомбинат (Березняки) — Вокзал».
1 июля 1985 года — 16 ноября 1986 года временно сокращены от Красной площ. до бульв. Дружбы Народов маршруты № 21 «бульв. Дружбы Народов — ул. Кибальчича». № 31 и № 32. а маршрут № 34 временно закрыт.
6 ноября 1986 года введена новая линия «ул. Кибальчича — ул. Сабурова» (массив Вигуровщина-Троещина), пущен новый маршрут № 28 «станция метро „Пионерская“ — ул. Сабурова».
5 августа 1987 года — 1 марта 1988 года временно сокращены от Красной площ. до бульв. Дружбы Народов маршруты № 21 «бульв. Дружбы Народов — ул. Кибальчича». № 31 и № 32. а маршрут № 34 временно закрыт.
15 декабря 1987 года закрыто движение по ул. Л. Толстого, закрыт тупиковый маршрут № 8 «Университет — Зализничний массив».
30 декабря 1987 года введена новая линия «ул. Славгородская — Харьковский массив (ул. Ревуцкого)», сюда пущен новый маршрут № 26 «станция метро „Лесная“ — Харьковский массив».
5 октября 1988 года пущен новый маршрут № 25 «Харьковский массив — ЗЖБК».
13 мая 1989 года открыта новая конечная станция на улице Старовокзальной для маршрутов № 1к (новый: «ул. Старовокзальная — ул. Булгакова (Михайловская Борщаговка)»), № 2 и № 13.
16 января 1991 года закрыто движения по улицам Павловской и ул. Гоголевской, маршрут № 15 пошёл по ул. Менжинского и Воровского «ул. Старовокзальная — Автогенный завод».
30 мая — 3 июня 1991 года временно закрыт маршрут № 27.
1 июля 1992 года введены новые пути вокруг Дарницкого депо по ул. Азербайджанской и ул. Червоногвардейской, а 2 июля пущен новый маршрут № 23 «ул. Комсомольская (сейчас — ул. Миропольская, позже — просп. А. Навои) — ДВРЗ».
10 июля — 16 августа 1992 года временно закрыт маршрут № 34 «ул. Энтузиастов — Красная площ.».
1 января 1993 года в часы пик маршрут № 33 продлён до ул. Сабурова.
13 ноября 1993 года маршрут № 15 «Ул. Старовокзальная — Автогенный завод» работает только в часы пик.
1 января 1994 года маршрут № 32 укорочен от Красной площ. до ул. Сосюры: «ДВРЗ — ул. Сосюры».
1 сентября 1994 года новой конечной маршрута № 35 «Быткомбинат (Березняки) — Вокзал» стала ул. Старовокзальная: «Быткомбинат (Березняки) — ул. Старовокзальная».
30 декабря 1994 года введение новой линии «ул. Сабурова — ул. Милославская», продлён маршрут № 28 «ул. Милославская — станция метро „Лесная“».
1 января 1995 года закрыт маршрут № 35 «Быткомбинат (Березняки) — ул. Старовокзальная».
1 апреля 1995 года к старой конечной маршрута № 28 («ул. А. Сабурова») пущен новый маршрут № 28к «ул. А. Сабурова — станция метро „Лесная“».
1 июля 1996 года закрыт маршрут № 9 «Контрактовая площ. — Московская площ.».
14 августа 1996 года перенос движения трамваев с ул. Коминтерна и Саксаганского на ул. Льва Толстого на ул. Жилянскую, новой конечной маршрута № 10 вместо «Вокзал» стала «ул. Старовокзальная».
19 августа 1996 года закрыто движение «ул. Старовокзальная — Львовская площадь» по ул. Воровского, закрыт маршрут № 2 «ул. Старовокзальная — Львовская площ.».
27 ноября 1996 года — 24 марта 1997 года временно закрыт маршрут № 19 «станция метро „Контрактовая площ.“ — площ. Т. Шевченко».
1 февраля 1997 года пущен новый маршрут № 6 «Дворец Спорта — Контрактовая площ.».
7 июля 1997 года пущен новый маршрут № 7 «Пуща-Водица (14-я линия) — площ. Т. Шевченко».
15 июля 1997 года маршрут № 10 стал работать на 3 конечные «ул. Старовокзальная — Дворец Спорта — Московская площ.».
10 ноября 1997 года перенесено движение трамваев с улицы Шота Руставели на улицу Эспланадную, изменены маршруты № 1, № 5, № 6, № 10.
1 марта 1998 года маршрут № 28к переименован в новый маршрут № 35 «ул. А. Сабурова — станция метро „Лесная“».
26 марта 1998 года введение новой линии «Харьковский массив (ул. Ревуцкого) — станция метро „Позняки“» по ул. А. Ахматовой и просп. Григоренко, пущен маршрут № 8 «Дарницкий вокзал — станция метро „Позняки“».
1 сентября — 1 декабря 1998 года маршрут № 22 временно перенаправлен к Харьковскому массиву: «бул. А. Перова — Харьковский массив».
1 октября 1998 года закрыто движение «Дворец Спорта — Печерск — Мост имени Патона», в связи с чем маршрут № 27 перенаправлен с «Дворец Спорта — бул. А. Перова» на «Контрактовая площ. — ул. Сосюры».
1 декабря 1998 года маршрут № 27 продлён от ул. Сосюры до станции метро «Лесная»: «Контрактовая площ. — станция метро „Лесная“».
1 марта 2000 года пущен новый маршрут № 22к «Дарницкий вокзал — ЗЖБИ», а маршрут № 32 продлён от ул. Сосюры до станции метро «Лесная»: «ДВРЗ — станция метро „Лесная“».
21 марта 2000 года маршрут № 13 переименован в маршрут № 18 «ул. Старовокзальная — станция метро „Контрактовая площ.“».
26 мая 2000 года введена новая линия «ул. Милославская — просп. Ватутина»: открытие движения по скоростной линии на массиве Троещина — маршрут № 2 «просп. Ватутина — ул. Милославская».
1 августа 2000 года маршрут № 2 (скоростной) продлён от ул. Милославской до ул. Сабурова: «просп. Ватутина — ул. Сабурова».
21 мая 2001 года в связи с предстоящим демонтажем линий в районе Дворца Спорта и Лыбедской площ. закрыт маршрут № 10 «Вокзал — Московская площ.».
1 июня 2001 года закрыты маршруты:
1 января 2003 года закрыт маршрут № 34 «Контрактовая площ. — ул. Энтузиастов (Березняки)».
9 июня 2004 года закрыто движение по мосту имени Патона, просп. Воссоединения до Ленинградской площ. Таким образом трамвайная сеть города была разорвана на две независимые системы, закрыты маршруты:
10 июня 2004 года пущен новый маршрут № 5 «Контрактовая площ. — бульв. Дружбы Народов».
1 июля 2004 года в связи со строительством нового Дарницкого вокзала и предстоящим демонтажем трамвайного кольца маршрут № 8 продлен от Дарницкого вокзала до Ленинградской площ.: «Ленинградская площ. — станция метро „Позняки“».
14 июля 2004 года в связи со строительством нового Дарницкого вокзала и демонтажем трамвайного кольца закрыт маршрут № 22к «Дарницкий вокзал — ЗЖБК».
В первой половине 2000-х годов пущен короткий маршрут № 11к «ул. Лайоша Гавро — ул. С. Скляренко».
17 сентября 2004 года закрыто движение по ул. Сосюры и просп. Юрия Гагарина до ул. Сергиенко, в связи с чем маршруты № 8, № 22, № 32 и № 33 в районе Ленинградской площ. запущены по трассе «ул. Сергиенко — ул. Усенко — просп. Ю. Гагарина». Маршрут № 8 продлен от Ленинградской площ. до станции метро «Лесная», закрыт маршрут № 26 «станция метро „Лесная“ — Харьковский массив».
22-25 октября 2004 года закрыто движение по просп. Юрия Гагарина с переносом на ул. Сергиенко, Павла Усенко и Красногвардейскую. Продлением до станции метро «Лесная» маршрута № 32. Временная работа маршрутов № 22к "Бульвар Перова — ст. М «Лесная» и № 33к «Ул. Кибальчича — ст. М „Лесная“».
2005 год — поменялось количество и местонахождение трамвайных депо в Киеве:
27 мая 2006 года закрыт маршрут № 4 «станция метро „Героев Днепра“ — ул. Лайоша Гавро» с одновременным открытием вдоль его трассы троллейбусного движения по 44-му маршруту.
28 августа 2006 года перенесена конечная маршрута № 11 с ул. Нижний Вал на ул. Спасскую.
28—30 октября 2006 года закрыто движение по Дарницкому мосту, приостановлено движение маршрутов № 8, № 22 и № 29, временная работа маршрута № 29к «Красный Хутор — ЗЖБК». Линию по Дарницкому мосту сделали односторонней.
29 октября 2006 года маршрут № 1к переименован в маршрут № 1.
27 июня (по другим данным, 9 июня) 2007 года закрыто движение «ст. „Гната Юры“ — ст. „Кольцевая дорога“» на реконструкцию, закрыт маршрут № 3.
1 августа 2007 года закрыто движение «площ. Победы — ул. Старовокзальная» на реконструкцию, в связи с чем маршрут № 1 переименован в № 1к и укорочен до площ. Победы «Михайловская Борщаговка — площ. Победы», а № 15 и № 18 временно закрыты (до 26 ноября).
26 ноября 2007 года открыт участок «площ. Победы — ул. Старовокзальная» после реконструкции. Маршруты № 15 «ул. Старовокзальная — Автогенный завод» и № 18 «ул. Старовокзальная — Контрактовая площ.» вновь открыты.
8 апреля 2008 года открыт участок «ст. „Гната Юры“ — ст. „Кольцевая дорога“» после реконструкции, а также закрытие участка «площ. Победы — ст. „Воздухофлотская“» на реконструкцию. Маршрут № 1к укорочен до ст. «Политехнической» с разворотом на временном разворотном кольце вблизи станции «Воздухофлотская», пущен маршрут № 3 «ст. „Кольцевая дорога“ — ст. „Политехническая“».
12 октября 2008 года открыт съезд с бул. И. Лепсе на просп. Космонавта Комарова вместо линии «ст. бул. И. Лепсе — ул. Жилянская»: в Киеве снова две трамвайные сети. Маршрут № 1 и № 3 ходят теперь до Старовокзальной через Дегтяревскую и Дмитровскую. Маршрут № 15 временно закрыт (до 12 июня 2009 года).
1 января 2009 года закрыты скоростной маршрут № 2 на Троещине «ст. „Ватутина“ — ул. Сабурова», а также маршрут № 32 «ДВРЗ — станция метро „Лесная“».
12 июня 2009 года закрыт временный съезд с Бульвара Лепсе на Проспект Комарова, а также участок скоростного трамвая ст. «Ивана Лепсе» — ст. «Гната Юры». Работа депо им. Шевченко, а также маршрутов № 1 и № 3 временно прекращена, пущен маршрут № 15 «Автогенный завод — ул. Старовокзальная».
Июнь 2010 года — продление маршрута № 33 от ул. Кибальчича до ул. А. Сабурова.
16 октября 2010 года — запущена первая очередь скоростного трамвая после реконструкции. Открыто 6 станций, а также маршруты:
Впоследствии (до 2012 года) реконструированы все станции скоростного трамвая.
Январь 2011 года — продление маршрута 23 от кольца «Проспект Алишера Навои» до конечной «Бульвар Перова».
23 февраля 2011 года — закрыт трамвайный маршрут № 5 по Набережному шоссе.
1 июля — 2 сентября 2011 года — временно закрыты для ремонта коммуникаций трамвайные маршруты № 15 и № 18 по улице Дмитриевской. Вместо них пущен автобус по маршруту «ул. Старовокзальная — ст. м. Лукьяновская».
7 июля 2011 года начат демонтаж рельс по ул. Братской на Подоле (бывший маршрут № 5).
В ближайшей перспективе планируется:
В настоящее время маршруты обслуживаются 463 вагонами типа:
Ранее были также:
Много вагонов находится в плохом техническом состоянии или отстранено от работы. Сейчас для Киева стал обычным выход вагонов из строя на маршруте, особенно в зимнее время.
После демонтажа линии на мосту Патона, трамвайная сеть города разделена на две части, которые не соединены друг с другом. Скоростной трамвай обслуживается трамвайным депо имени Т. Г. Шевченко (Борщаговским), остальные маршруты правого берега обслуживаются Подольским трамвайным депо, маршруты левого берега обслуживаются Дарницким трамвайным депо.
Для оплаты проезда в Киеве можно использовать разовый билет, который дает право одной поездки, либо проездной билет на срок действия.
С 31 января 2009 года введены новые цены на проезд. Разовый проездной билет стоит 1 гривну 50 копеек. Его можно приобрести на остановках в билетных киосках либо в салоне у кондуктора или водителя.
10 декабря 2009 года были отменены проездные билеты на квартал и год. Остались только месячные проездные. Стоимость проездных билетов на срок действия:
Вид транспорта | Срок действия | Стоимость (₴) | Для студентов (₴) |
Трамвай — метро | Календарный месяц | 150 | 75 |
Трамвай — автобус или троллейбус | Календарный месяц | 130 | 65 |
Трамвай — автобус — троллейбус | Календарный месяц | 160 | 80 |
Трамвай — автобус — троллейбус — метро | Календарный месяц | 230 | 115 |
Трамвайные системы Украины | |
---|---|
Действующие | Авдеевка | Винница | Горловка | Днепродзержинск | Днепропетровск | Донецк | Дружковка | Евпатория | Енакиево | Житомир | Запорожье | Киев (также скоростной трамвай)| Конотоп | Константиновка | Краматорск | Кривой Рог (также скоростной трамвай) | Луганск | Львов | Мариуполь | Молочное | Николаев | Одесса | Харьков |
Закрытые | Балаклава | Белгород-Днестровский | Бердичев | Бровары | Керчь | Киев (бензомоторный трамвай) | Кировоград | Коломыя | Кременчуг | Макеевка | Нежин | Одесса (детский трамвай) | Полтава | Севастополь | Симферополь | Святогорск | Стаханов | Теплогорск | Углегорск | Херсон | Черновцы |
Киевский трамвай.