Линейные крейсера типа «B-65» | |
---|---|
B65型大型巡洋艦 | |
Проект | |
Страна | |
Годы постройки | Не закладывались |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 31400 т (нормальное), 34950 т (полное)[1] |
Длина | 240,0 м (по ватерлинии), 245,0 м (наибольшая)[2] |
Ширина | 27,5 м[2] |
Осадка | 8,8 м[2] |
Бронирование | Броневой пояс — 190 мм; палуба — 125 мм[2] |
Двигатели | 4 ПТУ, 8 котлов «Кампон»[1] |
Мощность | 170 000 л. с. (125 МВт)[2] |
Движитель | 4 гребных винта |
Скорость хода | 33 узла (61,1 км/ч)[2] |
Дальность плавания | 8000 морских миль на скорости 18 узлов[2] |
Экипаж | 1300 человек[2] |
Вооружение | |
Артиллерия | 9 (3 × 3) 310-мм/50 Тип 0 |
Зенитная артиллерия | 16 (8 × 2) 100-мм/65 Тип 98, 12 (4 × 3) — 25-мм/60 Тип 96, 4 (2 × 2) 13,2-мм пулемёта Тип 93[2] |
Авиационная группа | 1 катапульта Тип 1 Номер 2 Модель 11, 3 разведывательных гидросамолёта Тип 0[2] |
Линейные крейсера типа B-65[прим. 1][1] — нереализованный проект линейных крейсеров японского императорского флота начала 1940-х годов.
Проработка проекта новых линейных крейсеров в Японии началось летом 1940 года в ответ на крейсера типа «Аляска», заказ на строительство которых был выдан в это время в США. В начале 1941 года в Пятую программу программу пополнения флота было включено две единицы этого типа (известных под временными номерами 795 и 796), а в проект Шестой программы летом того же года—дополнительно ещё две. Постройку первых двух кораблей предполагалось начать в 1943—1944 годах на государственной верфи в Курэ, со сроками сдачи в 1945—1946 годах. Однако после поражения при Мидуэе в сентябре 1942 года был принят изменённый вариант Шестой программы пополнения флота, в котором больших крейсеров уже не было, и заказы на их строительство так никогда и не были выданы[2].
Тактическая ниша кораблей этого типа предполагалась в защите крейсеров и эсминцев в ночных торпедных атаках против американского флота[2].
Основным вооружением крейсеров должны были стать проектировавшиеся 310-мм орудия Тип 0 с длиной ствола в 50 калибров в трёх трёхорудийных башнях. Дальность их стрельбы 561-кг бронебойным снарядом достигала 32920 метров, скорострельность–трёх выстрелов в минуту. Для управления их огнём предусматривались два директора Тип 94 с 8-м дальномерами. Также рассматривался вариант с главным калибром из шести 360-мм орудий с длиной ствола 45 калибров в трёх двухорудийных башнях[2].
ПВО крейсеров должна была включать шестнадцать 100-мм орудий Тип 98 с длиной ствола 65 калибров в восьми двухорудийных установках Тип 98 мод. А мод.1 и двенадцать 25-мм автоматов Тип 96 в четырёх строенных установках в центральной части корабля, а также два спаренных 13,2-мм пулемёта Тип 93 на мостике[3]. Для управления огнём 100-мм орудий и 25-мм предусматривалось четыре ПУАЗО Тип 94, 13,2-мм пулемётов—директор Тип 95[2].
Броневая защита крейсеров проектировалась, исходя из требований выдерживать обстрел 305-мм снарядами с дальности в 20000—30000 метров и прямые попадания 800-кг авиабомб[2]. Она включала в себя броневой пояс из закалённой стали Виккерса толщиной 190 мм с наклоном в 20° и броневую палубу из нецементированной брони толщиной 125 мм[2].
Сравнительные ТТХ больших крейсеров 1940х годов | ||||
«Аляска» | «B-65» | Тип «О» | Проект 69 | |
---|---|---|---|---|
Год разработки проекта | 1940 | 1941 | 1940 | 1939 |
Планировалось/заложено/вступило в строй | 6/3/2 | 4/—/— | 3/3/— | 15/2/— |
Водоизмещение, стандартное/полное, т | 29779/34253 | 31400/34950 | ?/35720 | 35250/41540 |
Главный калибр | 9 (3×3) 305-мм/50 Mk 8 | 9 (3×3) 310-мм/50 Тип 0 | 6 (3×2) 380-мм/48 SKC/34 | 9 (3×2) 305-мм/35 Б-50 |
Среднекалиберная универсальная артиллерия | 12 (6×2) 127-мм/38 Mk 12 | 16 (8×2) 100-мм/65 Тип 98 | 6 (3×2) 150-мм/52,4 SKC/28 8 (4×2) 105-мм/63,3 FlaK 38 |
8 (4×2) 152-мм/58,6 Б-38 8 (4×2) 100-мм/56 Б-34 |
Малокалиберная зенитная артиллерия | 56 (14×4) 40-мм/56 «Бофорс», 34 × 20-мм «Эрликон» | 12 (4 × 3) — 25-мм/60 Тип 96 4 (2 × 2) 13,2-мм пулемёта Тип 93 |
8 (4×2) 37-мм/83 SKC/30 20 × 20-мм/65 FlaK 30 |
24 (6×4) 37-мм/73,5 70-К |
Авиационное вооружение | 2 катапульты, 4 гидросамолёта | 1 катапульта, 3 гидросамолёта | 1 двойная катапульта, 4 гидросамолёта | 1 катапульта, 2 гидросамолёта |
Броневая защита | 229 мм пояс, 102 мм палуба | 190 мм пояс, 125 мм палуба | 190 мм пояс, 80 мм палуба | 230 мм пояс, 90 мм палуба |
Энергетическая установка | паротурбинная, 150 000 л. с. | паротурбинная, 170 000 л. с. | дизельная и паротурбинная, 175 000 л. с. | паротурбинная, 201 000 л. с. |
Максимальная скорость, узлов | 33 | 33 | 35 | 33 |
Дальность плавания, миль (скорость) | 12000 (15) | 8000 (18) | 14000 (19) | 8300 (14,5) |
Экипаж, человек | 1517 | 1300 | 1965 | 1819 |
Линкоры Японского Императорского флота | ||
---|---|---|
Тип «Кавати» | «Кавати» · «Сэтцу» | |
Тип «Фусо» | «Фусо» · «Ямасиро» | |
Тип «Исэ» | «Исэ» · «Хюга» | |
Тип «Нагато» | «Нагато» · «Муцу» | |
Тип «Тоса» | «Тоса» · «Кага» | |
Тип «Кии» | «Кии»,«Овари»,«Суруга»,«Оми»(не закладывались) | |
Тип «Ямато» | «Ямато» · «Мусаси» | |
Линейные крейсера
|
||
Тип «Конго» | «Конго» · «Хиэй» · «Кирисима» · «Харуна» | |
Тип «Амаги» | «Амаги» · «Акаги» · «Атаго» · «Такао» | |
Тип «B-65» | · |
Линейные крейсера типа B-65.