Junkers Ju 87 | |
---|---|
Тип | Пикирующий бомбардировщик |
Разработчик | Junkers |
Производитель | Junkers |
Главный конструктор | Герман Польман |
Первый полёт | 17 сентября 1935 |
Начало эксплуатации | 1936 |
Конец эксплуатации | 1945 |
Статус | не эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Luftwaffe Regia Aeronautica Военновъздушни сили на България Forţele Aeriene Regale ale României Slovenské vzdušné zbrane Magyar Légierő |
Единиц произведено | ~6500 |
Изображения на Викискладе |
Юнкерс Ю-87 «Штука» (нем. название «Юнкерс», рус. прозвище «певун», «лаптёжник», реже — «лапотник»)[1] (нем. Stuka = Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) — одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны.
Отличительными чертами самолёта стали крыло типа «перевёрнутая чайка», фиксированное неубирающиеся шасси и рёв сирены при пикировании. Ju 87 можно увидеть во многих исторических военных фильмах — как олицетворение мощи Германии и символ немецких побед времён блицкрига 1939—1942 годов. В советских войсках имел прозвища «лаптёжник» (за неубирающиеся специфического вида шасси) и «певун» или «шарманщик» (за вой сирены, «иерихонской трубы» или «шарманки», во время пикирования).
Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных боевых самолетов Люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с крутого пикирования. Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель, получивший самые высокие награды среди пилотов Люфтваффе.
В апреле 1934 года отдел лётной техники управления вооружений сухопутных войск объявил конкурс на создание пикирующего бомбардировщика (SturzKampfFlugzeug). В конкурсе участвовали компании Heinkel c He 118, Arado c Ar 81, Blohm + Voss c На-137 и Junkers c Ju 87. После проведения сравнительных испытаний в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине Ju 87 был объявлен победителем.
Конструктор машины был Герман Польман (Hermann Pohlmann). Первый полёт в 1935 году. Первое боевое применение — в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Всего было построено более 6500 Ju 87.
Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например автоматические воздушные тормоза под обоими полукрыльями для обеспечения вывода самолёта из пикирования, даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирены, называемой «иерихонской трубой» (применялась до 1943 года), которая приводилась в действие потоком набегавшего воздуха, и производила вой во время пикирования, оказывая психологическое воздействие на противника, а также помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости).
Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера. Внутренние триммеры служили лётчику для облегчения управления самолётом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолёта были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты.
Неубираемые шасси позволяли взлетать с импровизированных аэродромов расположенных близко к линии фронта и быстро оказывать поддержку наступающим наземным силам Вермахта.
Вариант | Юнкерс | WFG | Всего | Производство |
---|---|---|---|---|
A | 192 | 70 | 262 | Июль 1937 — сентябрь 1938 |
B-1 | 311 | 386 | 697 | Сентябрь 1938 — май 1940 |
B-2 | 56 | 169 | 225 | Февраль 1940 — октябрь 1940 |
R-1 | 105 | 105 | Январь 1940 — май 1940 | |
R-2 | 616 | 616 | Июнь 1940 — июль 1941 | |
R-4 | 22 | 22 | Май 1941 — октябрь 1941 | |
D-1 | 592 | 592 | Август 1941 — июль 1942 | |
D-3 | 1559 | 1559 | Май 1942 — ноябрь 1943 | |
D-5 | 1488 | 1488 | Май 1943 — сентябрь 1944 | |
G-2 | 208 | 208 | Декабрь 1943 — июль 1944 | |
Всего | 559 | 5215 | 5774 |
Cуществовало множенство вариантов самолёта — первое поколение Ju87 началось с первых прототипов, потом появилась серия A и закончилось сериями B и R. Второе поколение Ju87 было представлено серией D, получило продолжение в серии F и закончилось моделями G-1 и G-2.
Мог нести одну 500-кг бомбу, но без заднего стрелка и на небольшие расстояния.
Мог нести одну 1000-кг бомбу, но без стрелка-радиста и на небольшие расстояния[2].
Морской вариант Ju 87B, предназначенный для действия с авианосца Граф Цеппелин.
Первой моделью серии D стал Ju-87 D-1 с двигателем Jumo 211J-1 и новым винтом. В отличии от моделей серий B и R, в ней переработали планер и фонарь, усилили бронирование. Самолёт получил новый стрелковый прицел Revi C/12C. Защитное вооружение также было изменено — хвостовой пулемёт MG-15 был заменён на двуствольный пулемёт MG-81. Производство этой модели было начато в сентябре 1941 года, первое боевое крещение произошло под Ленинградом в январе 1942 года. Ju-87 D-2 был похож на D-1 — основным отличием стало приспособление для буксировки планёра. Следующей версией стал Ju-87 D-3 который также был похож на D-1, но имел лучшее бронирование и предназначался для непосредственной поддержки сухопутных войск. Также существовала уникальная версия Ju-87D-4 — представляющая из себя модель D-3 переоборудованную в самолёт-торпедоносец берегового базирования. Эта модель не нашла применения на фронте и была превращена обратно в Ju-87 D-3.
Весной 1943 года начался процесс замены D-3 новой моделью D-5. Она имела более длинные крылья, отстреливаемые с помощью пиропатрона стойки шасси и новое крылевое оружие (пулемёты MG-17 были заменены на пушкиMG 151/20). Кроме того в некоторых самолётах отсутствовал воздушный тормоз. Всего было построено 1178 самолётов D-5. В конце была начата разработка переоборудованной модели D-6, однако она так и не была построена.
Серия D также включала в себя ряд модификаций предназначенных для ночных вылетов. Модификация D-7 (в основе которой лежала модель D-3) стала первой ночной моделью серии D. На ней устанавливались пламегаситель выхлопа и комплект радиооборудования FuG 16Z, дополняющий старую радиостанцию FuG 25. Также существовала длинокрылая ночная версия D-8 переделываемая из D-5. Заказ на предварительное проектирование и переоборудование опытного образца в ночной бомбардировщик поступил в сентябре 1943 года. Точное число переоборудованных для ночных полётов самолётов не известно.
Морской вариант Ju 87D.
Штурмовик. Вооружался двумя 37-мм пушками BK 37 (6 снарядов на ствол).
Вариант Ju 87 G (с начала 1943 года, на восточном фронте) стал известен как «охотник за танками» (Kanonenvogel — Птичка с пушкой). Вооружённый двумя 37-мм пушками BK 37, установленными в гондолах под крыльями (питание осуществлялось из шестизарядных магазинов снарядами с вольфрамовыми сердечниками). Невысокая скорость полёта, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель, который по данным люфтваффе уничтожил с июля 1943 по май 1945 свыше 500 советских танков.
Ju 87B увеличенного радиуса действия.
Тренировочный вариант, всё оружие демонтировано.
Экспортный вариант.
Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании. В 1936—1937 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор». В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года лётчики «Кондора» пересели на Ju 87 B.
Stuka использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11, пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. После этого Ju 87 успешно применялся во время вторжения в Норвегию, Голандию и Францию.
Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной манёвренностью. Слабое оборонительное вооружение делало её лёгкой добычей вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы узнали, что прежде, чем могут быть использованы штурмующие самолёты, должно быть достигнуто превосходство в воздухе. Из-за слишком больших потерь применение этих самолётов в битве за Британию было приостановлено.
После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту. В средиземноморье самолёт успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в югославской операции и греческой операции. Кроме того бомбардировщики Ju 87 поддерживали танковые удары африканского корпуса в северной Африке.
Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл (Clive Caldwell) сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своём P-40 «Tomahawk».
В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС, подразделения, оснащённые этим самолётом, стали нести тяжёлые потери на завершающих стадиях войны. Так, старший лейтенант Горовец в одном бою сбил 9 бомбардировщиков.
В последние месяцы войны Ju 87 был заменён на штурмовые варианты Fw-190A.
Находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска аэродинамических тормозов и убавления газа он переворачивал самолёт на 180 градусов и переходил в пикирование под углом 60—90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка.
Когда самолёт приближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре (обычно, на высоте 450 метров). Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем, отводил бомбу от воздушного винта, и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g.
Когда нос «Штуки» оказывался выше горизонта, воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты. Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под крыльями могли быть использованы на другие цели.
Ju 87A | Ju 87B | Ju 87D | Ju 87G | |
Производился | 1936-1938 | 1938-1941 | 1941-1944 | 1941-1944 |
Класс | пикирующий бомбардировщик | пикирующий бомбардировщик | пикирующий бомбардировщик | штурмовик |
Длина | 10,8 м | 11,1 м | 11,1 м | 11,1 м |
Размах крыла | 13,8 м | 13,8 м | 13,8 м | 13,8 м |
Высота | 3,9 м | 3,9 м | 3,9 м | 3,9 м |
Площадь крыла | 31,90 м² | 31,90 м² | 31,90 м² | 31,90 м² |
Вес пустого | 2273 кг | 2760 кг | 2810 кг | 3600 кг |
Максимальный вес | 3324 кг | 4400 кг | 5720 кг | 5100 кг |
Двигатель | Junkers Jumo 210D | Junkers Jumo 211Da | Junkers Jumo 211J | Junkers Jumo 211J |
Максимальная мощность | 720 л.с. | 1200 л.с. | 1410 л.с. | 1410 л.с. |
Максимальная мощность | 530 кВт | 883 кВт | 1037 кВт | 1037 кВт |
Максимальная скорость | 310 км/ч | 383 км/ч | 408 км/ч | 375 км/ч |
Максимально допустимая скорость | 550 км/ч | 600 км/ч | 600 км/ч | |
Дальность | 800 км | 600 км | 1165 км | 1000 км |
Потолок | 9430 м | 8100 м | 9000 м | 7500 м |
Скороподъемность | 3000 м за 8.8 мин | 3000 м за 14 мин | 3000 м за 13.6 мин | |
Курсовое вооружение | 1x×7,92 мм MG 17 | 2×7,92 мм MG 17 | 2×7,92 мм MG 17 или 2×20 мм MG 151 |
2×7,92 мм MG 17 и 2×37 мм BK 37 |
Оборонительное вооружение | 1×7,92 мм MG 15 | 1×7,92 мм MG 15 | 1×7,92 мм MG 81Z (спареный MG 81) |
1×7,92 мм MG 81Z (спареный MG 81) |
Максимальная бомбовая нагрузка | 500 кг (без стрелка) | 1000 кг (без стрелка) | 1800 кг (без стрелка) | нет |
Стандартная бомбовая нагрузка | 1×250 кг (под фюзеляж) | 1×250/500 кг (под фюзеляж) + 4×50 кг (под крылом) |
1×500 кг (под фюзеляж) + 4×50 кг (под крылом) или 1×1000 кг(под фюзеляж) |
нет |
Враг был близко. Чуть ниже их в любимом немцами строю — двойным гусем — шли одномоторные пикировщики Ю-87. Они имели неубирающиеся шасси. Шасси эти в полете висели под брюхом. Колеса были защищены продолговатыми обтекателями. Было похоже, что из брюха машины торчат ноги, обутые в лапти. Поэтому летная молва на всех фронтах и окрестила их «лаптежниками».
Бомбардировщики люфтваффе | |
---|---|
Штурмовики люфтваффе | ||
---|---|---|
Junkers Ju 87.