Испытание шасси танка | |
VK3601(H) Panzerkampfwagen VI Ausf.B. |
|
---|---|
Классификация | тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 31.529 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Производитель | Henschel-Werke |
Годы разработки | 1938—1941 |
Годы производства | 1941—1942 |
Количество выпущенных, шт. | 1 прототип (6 шасси и 6 башен) |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5810 |
Ширина корпуса, мм | 3160 |
Высота, мм | 1850 |
Бронирование | |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 100 / 8° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 60 / 23° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 60 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 60 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 60 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 80 / 0° |
Днище, мм | 26 |
Крыша корпуса, мм | 26 |
Лоб башни, мм/град. | 100 / 10° |
Маска орудия, мм/град. | 100 |
Борт башни, мм/град. | 80 / 0° |
Корма башни, мм/град. | 80 / 0° |
Крыша башни, мм | 26 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 75-мм Gerät 725 с коническим стволом |
Углы ГН, град. | 360 (гидропривод) |
Прицелы | Kg ZF 2 |
Пулемёты | MG 34 в башне и корпусе |
Подвижность | |
Тип двигателя | «Майбах» HL 174 |
Мощность двигателя, л. с. | 600 (441 кВт) |
Скорость по шоссе, км/ч | 40 |
VK3601(H) (Panzerkampfwagen VI Ausf.B) — немецкий опытный тяжёлый танк времён Второй мировой войны фирмы Хеншель, дальнейшее развитие проекта VK3001(H). Из-за необходимости внесения в конструкцию танка VK 3001(H) ряда изменений, его масса должна была увеличиться на 6 тонн, поэтому новый проект получил новое обозначение VK3601(H), который в официальных документах обозначался так же как Panzerkampfwagen VI Ausf.B. Проект стал одним из этапов разработки танка «Тигр». Танк изначально планировался как переходная модель к более тяжёлому танку, всего предполагалось выпустить 172 экземпляра[к. 1][2]. Развитием данного проекта стал прототип VK 4501(H), пошедший в серию как Panzerkampfwagen VI «Tiger I». На прототипе были отработаны многие технические решения, ставшие основой конструкций тяжёлых танков Германии во Второй Мировой Войне. Всего было построено 6 шасси, 6 башен и 1 прототип.
Содержание |
В конце 30-х годов Германское Верховное Командование желало иметь на вооружении тяжёлый танк для потенциальной замены PzKpfw III или PzKpfw IV, вес которого должен был быть на 50 % больше, чем у PzKpfw IV[3]. Поэтому в январе 1937 года Вермахт заказал компании «Хеншель» разработку прототипа 30-ти тонного тяжёлого танка. Танк, который получил наименование Durchbruchwagen I (DW I, рус. Танк прорыва I)[к. 2], имел броню до 50 мм, в ходовой части применили по пять катков с каждого борта и торсионную подвеску[3]. Башня и орудие разрабатывались компанией «Krupp», однако башня так и не была изготовлена[3].
В дополнение к DW I «Хеншель» получила заказ на разработку более тяжёлой версии танка, который получил обозначение Durchbruchwagen II (DW II)[к. 3][3]. Этот прототип являлся модифицированной версией первой модели, с увеличенным до 33 тонн весом и гусеницами другой конструкции[3]. Бортовую броню танка удалось изготовить из единого листа, тогда как из технологических соображений в DW I её делали из двух частей, скреплённых за боевым отделением. Оба прототипа оснащались двигателем Maybach HL 120, позволявшим им передвигаться со скоростью до 35 км/ч[3].
Оба прототипа были изготовлены в одном экземпляре, в 1937 и 1938 году соответственно[3]. Испытания DW I и DW II дали конструкторам практический опыт, положенный в основу проекта VK3001(H) и последующих тяжёлых танков[4]. К концу 1938 года работы по проектам DW были прекращены[3], а 9 сентября 1938 года начались проектные работы по созданию новых прототипов тяжёлых танков, идеологически продолжавших линейку DW I/II, проект получил индекс VK3001(H)[к. 4]. Проект получил одобрение и было заказано 8 шасси танка для проведения испытаний. В марте 1941 года, изготовили два прототипа VK3001(H), ещё два в октябре 1941 года, однако от работ по этому проекту решили отказаться в пользу лучше бронированного и оснащенного более мощным орудием танка VK3601(H). При этом шасси танка VK3001(H) проходили испытания совместно с шасси танка VK3601(H) и были захвачены в конце войны на полигоне фирмы Хеншель. На базе двух шасси танка VK3001(H) были изготовлены тяжелые противотанковые самоходные орудия 12.8cm Selbstfahrlafette L/61[5].
Разработка VK3601(H) началась, когда управление вооружений Вермахта сформулировало требования к тяжёлому танку: его вооружение должно позволять пробивать с дистанции 1500 метров броню до 100 мм[6]. В то же время немецкая машина должна была выдержать попадание с такой же дистанции из орудием аналогичного калибра. По других данным, в задании было сформулировано, что орудие должно пробивать броню до 140 мм с расстояния в 1000 метров, а толщина брони была задано жестко — 100 мм.[1]. Заказ на разработку нового танка получила фирма «Хеншель»[6]. По другой версии[к. 5], эскизный проект танка, предназначавшегося для борьбы с британскими пехотными танками, был разработан в управлении вооружений сухопутных войск под руководством его начальника Зауера при участием старшего советника службы вооружения Книпкамфа[7]. 26 мая 1941 года на совещании в Бергхоф были представлены макеты танков VK 4501(P) и VK3601(H), которые были одобрены, и принято решение о выделении средств на дальнейшую их разработку[7]. Однако при этом к конструкций танка VK3601(H) был целый ряд замечаний, за устранение которых взялся начальник отдела перспективных разработок фирмы Хеншель Эрвин Адерс[8]. И только после этого было сформулировано техническое задание для нового танка[8].
В башню разработанного ранее прототипа 30 тонного танка VK3001H орудие необходимого калибра установить было невозможно, поэтому проект всего танка подвергся переработке: изменили конструкцию корпуса, увеличили толщину брони, усилили ходовую часть. Корпуса обоих прототипов (VK 3001(H) и VK 3601(H)) конструктивно имели сходство с PzKpfw IV. Подвеска была видоизменена, от поддерживающих катков избавились, а из восьми расположенных в шахматном порядке опорных катков оставили только шесть, но сделали их большего диаметра и оснастили резиновыми бандажами[6][9]. Концептуально подвеска танка почти без изменений использовалось как основа для шасси танков PzKpfw VI «Тигр» и PzKpfw V «Пантера».
В качестве силовой установки машины планировалось использовать четырёхтактный, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный двигатель Майбах HL-210 с рабочим объёмом 21 353 см3 мощностью 600 л.с. при 3000 об/мин., что должно было обеспечить скорость до 40 км/ч[6][5].
Машину предполагалось укомплектовать радиостанцией FuG5, которая работала в диапазоне 27,2 — 33,3 МГц, имела мощность передатчика 10 Вт[10] и обеспечивала дальность связи 9,4 км в телеграфном и 6,4 км в телефонном режиме[11].
В качестве основного орудия в проекте рассматривалась пушка Gerät 0725, разработанная фирмой Friedrich Krupp AG, с коническим каналом ствола[12]. Начальным калибр орудия был 75 мм, конечный 55 мм, длина ствола 55 калибров[12]. Снаряды для этого орудия изготавливались по патенту Герлиха со снимающимся выступающим ведущим пояском. Сердечник бронебойного снаряда изготавливался из вольфрама, которого на один снаряд требовалось около килограмма[9]. Бронепробиваемость орудия была схожей с орудием 88-мм, но вследствие меньшего калибра позволяло установить его в башню меньшего объёма и существенно увеличить возимый боезапас, что и стало основаниями для выбора данного орудия[13]. Однако работы по данной пушке были свернуты, Германия не имела собственных месторождений вольфрама, а ввозимого сырья не могло хватить для производства соответствующего количества боеприпасов[9][12]. В дальнейшем прорабатывались варианты установки на танк уже имеющихся орудий 75-мм 7,5 cm KwK 42 и 88-мм 8,8 cm KwK 36[12].
Для обороны от пехоты противника танк планировали оборудовать двумя 7,92-мм пулемётами MG 34, один из которых должен был располагаться в шарнирной установке на лобовом листе на против места стрелка-радиста, а второй в башне танка.
Первые прототипы VK3601(H) были изготовлены к марту 1942 года. Башня отсутствовала, а вместо ещё не готового двигателя Майбах HL-210 установили менее мощные Майбах HL-174. Прототипы с двигателями HL-174 успешно прошли испытания в присутствии министра вооружений и военной промышленности Альберта Шпеера[2]. Однако VK3601(H) остался без вооружения: работы над орудием 0725 к июню 1941 года прекратили из-за отсутствия достаточных запасов вольфрама[2].
Конструкторы «Хеншель» снова переработали проект под имеющиеся орудия 7,5 cm KwK 42 и 8,8 cm KwK 36. Оба варианта требовали увеличения погона башни на 200 мм, для чего пришлось изменить конструкцию корпуса, в котором появились надгусеничные ниши. Переработанные варианты так и остались на бумаге. 75-мм орудие планировалось к установке на средний танк (будущую «Пантеру»), поэтому установка его ещё и на тяжёлый танк была не целесообразна. В варианте с 88-мм орудием масса танка была существенно увеличена — это повлекло за собой смену индекса прототипа на VK4501(Н), который впоследствии превратился в танк «Тигр»[2].
Производство танка ограничилось постройкой нескольких опытных образцов прошедших испытания. На имеющиеся шасси VK 3601H установили лебедки и использовали их для ремонтно-эвакуационных машин, шесть изготовленных для танка башен впоследствии использовались при строительстве фортификационных укреплений Атлантического вала.
Предполагалось, что из танков VK 3601(Н) будут сформированы подразделения из 20 машин, которые войдут в состав танковых дивизий. Основной задачей таких подразделений был прорыв обороны, для последующего наступления слабозащищенных танков PzKpfw II, Pz.Kpfw.38(t) и PzKpfw III[9].
Среди прочих немецких танков VK3601(H) присутствует в MMO-игре World of Tanks, где является танком 6 уровня. Отличительная особенность танка — очень высокие показатели бронирования лобовой части корпуса для данного уровня и возможность установки орудия 7,5 cm KwK 41 L/58 konisch, с очень высоким показателем пробития[14].
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности
Серийные тяжёлые танки времён Второй мировой войны | |
---|---|