линейный крейсер «Худ» | ||
---|---|---|
HMS Hood | ||
|
||
HMS Hood в 1932 году | ||
Основная информация | ||
Тип | линейный крейсер | |
Государство флага | Великобритания | |
Принадлежность | Великобритания | |
Верфь | «Джон Браун и К°» | |
Строительство начато | 1 сентября 1916 года | |
Спущен на воду | 22 августа 1918 года | |
Введён в эксплуатацию | 15 мая 1920 года | |
Выведен из состава флота | 24 мая 1941 года | |
Современный статус | Погиб | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 41 000 тонн порожнем 41 125 тонн стандарт 46 480 тонн полн. |
|
Длина | 267,5 м максимальная 259,4 м по ВЛ 247 м между пепендикулярами |
|
Ширина | 31,7 м | |
Осадка | 9 м средняя | |
Бронирование | пояс: 305 мм верхний пояс: 127—178 мм барбеты: 305 мм палуба: 25+38 мм боевая рубка: 76,2-280 мм противоторпедная переборка: 38 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 24 котла системы Ярроу 4 ТЗА Браун-Кертиса, (1 ТЗА 36 000 л.с.) |
|
Мощность | 144 000 л. с. (105,9 МВт) | |
Винты | 4 трёхлопастных винта постоянного шага, диаметр 4,57 м, вес 20,3 т, марганцовистая бронза | |
Скорость | 31,9 узла (59,1 км/ч) | |
Дальность плавания | 4000 морских миль (10-узловой скоростью)[1] | |
Экипаж | 1477 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4×2 381 мм (15"/42 Mark I) 12×1 140 мм |
|
Зенитная артиллерия | 4 × 102 мм | |
Торпедно-минное вооружение | 4 × 533 мм (21 дюймов) надводных и 2 подводных торпедных аппаратов | |
Авиационная группа | 1 гидросамолет «Фэйри-III.F» 1 катапульта типа F-IV-H |
HMS Hood (ЕВК «Худ») — линейный крейсер британского флота. Назван в честь Сэмюэля Худа, английского адмирала XVIII—XIX веков.
При строительстве «Худа» планировалось учесть опыт Ютландского сражения, в результате которого КВМФ Великобритании потерял три линейных крейсера. Несмотря на все усовершенствования, корабль погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк».
Содержание |
Вариант проекта № 3 выполнявший все требования Адмиралтейства завершили 27 марта 1916 года. 7 апреля проект утверждён Адмиралтейством. 13 апреля заказ на постройку 4 линейных крейсеров направили на верфи компаний «Фэйрфилд», «Джон Браун», «Кэммел Лэрд», а 13 июня и «Армстронг Уитворт». Заказанные линейные крейсера были причислены к типу «Адмиралы» и с 14 июля 1916 г именовались «Худ», «Родни» и «Ансон» (9 октября), «Хоу» (16 октября).
1 сентября 1916 г был повторно перезаложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнк. Заводской номер 406.
8 февраля 1917 г. Военный Кабинет принял решение продолжать строительство только «Худа», но работы на других кораблях этого проекта прекратились только 9 марта. 22 августа 1918 г. спущен на воду в присутствии вдовы контр-адмирала Горацио Худа, потомка адмирала Сэмюэля Худа. Масса при спуске 22 000 тонн. 17 марта 1919 года была дана команда о разборе построенных секций трёх других кораблей. Мотивация — в первоначальном проекте обнаружилось так много слабых мест, что при их устранении от первоначального проекта бы ничего не осталось.
Самый крупный корабль ВМФ Великобритании до 1930 г.
9 января 1920 года подготовлен к испытаниям. 20 января 1920 года «Худ» прибыл в Розайт. 5 марта по завершении заводских испытаний вернулся в Клайд. 7 марта во время ходовых испытаний на Арранской мерной миле в районе Фёрт-оф-Клайда, при водоизмещении 42 200 тонн и форсировании СЭУ до 151 280 л.с. развил скорость 31,07 узла (при 207 об/мин на валах). До конца марта ходовые испытания и пробные артиллерийские стрельбы. 29 марта корабль передали флоту. 5 мая назначен первый командир «Худа» — капитан-лейтенант Майкл Томкинсон (Michael W. Tomkinson).
Стапельный период постройки корабля — 24 месяца, достройка на плаву — 20 месяцев, что в сумме вдвое больше чем у «Куин Элизабет» и втрое, чем у «Ринауна». Стоимость корабля при постройке составила 6 025 000 фунтов стерлингов.
На момент строительства корабль получился довольно необычным для моряков, не привыкших к тому, что хорошо вооруженный и сильно бронированный корабль может развивать скорость в 31 узел. Поэтому существовали разногласия по поводу того, к какому же классу отнести этот корабль — к линкорам или же к линейным крейсерам. Являясь самым крупным боевым кораблем на момент постройки, он сочетал в себе высокую огневую мощь, соответствующую линкорам типов «Куин Элизабет» и «Ривендж», сильное бронирование (хоть и несколько уступавшее этим кораблям, но в целом оно было достаточно мощным) и высокую скорость хода. По этому показателю «Худ» превосходил почти все как линкоры, так и линейные крейсера. Таким образом, британцы смогли создать вполне сбалансированный корабль, который превосходил все корабли, способные держать такой же (или даже больший) ход, и был быстроходнее более мощных кораблей (а ведь это позволяло устанавливать выгодную для себя дистанцию боя).
У корабля были и недостатки. Это недостаточное бронирование палуб (что, скорее всего, и сыграло роковую роль в судьбе линейного крейсера), барбетов и траверзов. Противоторпедная защита была неудачной, что подтверждает гибель дредноута «Одейшес» от подрыва на одной-единственной мине. Для своего времени «Худ» был кораблем, который было очень трудно одолеть в бою, но при отсутствии серьёзных модернизаций к началу Второй мировой войны он устарел. Бронирование на нем существенно не усиливалось, угол возвышения орудий не увеличивался (что негативно сказалось на дальности стрельбы), а износ механизмов не позволял развивать больше 27-28 узлов.
В итоге, этот один из наиболее сбалансированных на момент своего появления корабль к началу войны стало опасно подставлять под удар современных быстроходных линкоров «Бисмарк», «Ришелье», «Норт Кэролайн» и «Литторио». Они имели превосходство в скорости на 2-3 узла (кроме «Норт Кэролайн»), равенство или даже превосходство в вооружении (8 380-мм орудий — «Бисмарк», «Ришелье», 9 381-мм орудий — «Литторио», 9 406-мм орудий — «Норт Кэролайн»), а также в целом более сильное бронирование, поэтому «Худ» проигрывал всем без исключения «одноклассникам».
Такого положения вещей можно было бы избежать, если в межвоенный период линейный крейсер прошел бы одну-две большие модернизации. За этот период прогресс в котлотурбинных установках заметно продвинулся. Заменив котлы и турбины, можно было бы добиться значительного облегчения всей силовой установки, а сэкономленный вес пустить на усиление бронирования. Также необходимо было увеличить угол возвышения стволов с 30 градусов до 35-45, что обеспечило бы прирост дальности стрельбы. В результате этих мер британцы получили бы достаточно полноценный быстроходный линкор, способный если и не сражаться на равных с новейшими зарубежными линкорами, то, по крайней мере, дать им достойный отпор, а вот модернизированные линкоры и линейные крейсера времен Первой Мировой были бы ему вполне «по зубам» (самые скоростные из них развивали 30 узлов, но при этом уступали в вооружении и бронировании даже после модернизации — это и итальянские дредноуты, и менее скоростные, но несколько лучше вооруженные и сильнее защищенные (на фоне итальянцев) японские линкоры. Старые же линкоры остальных стран были слишком тихоходны (американские типов «Нью-Мексико», «Теннеси», «Колорадо», и более старые, а также французские типов «Курбе» и «Бретань»)). Однако «Худ» был как бы «лицом» британского флота и нужен был в строю, а не в доке. Именно эта ценность корабля для британского флота и заставляла использовать его «по полной программе», что в итоге обернулось для него весьма плачевно…
Мог доковаться только в трёх местах: Портсмут, Розайт и частный док «Гладстон-Док» в Ливерпуле. В Розайте под него специально модернизировали Королевский док № 2. Из-за перегрузки по отношению к первоначальному проекту (осадка на 1,14 м больше проектной) часть главного броневого пояса ушла под воду, соответственно уменьшился надводный борт. По этой же причине был склонен к заливанию большими массами воды. При больших скоростях корма постоянно заливалась водой.
Цельноклепаный корпус собран по продольной системе набора. Корабль имел два внутренних вертикальных киля у ДП, и доковые кили. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками на 25 отсеков. Все поперечные переборки доходили до верхней палубы. Двойное дно простирается на 218 метров. Имелись скуловые кили. Форштевень яхтенной формы. Котельные и турбинные отделения занимают 90 м средней части корабля. Отношение L/B=8.42. Увеличение осадки на 1 см — 50 тонн. Метацентрическая высота при нормальном водоизмещении — 0,99 м, при полном — 1, 28 м. Угол заката 69° и 73° соответственно.
8 орудий калибра 381 мм (15"/42 Mark I) в двухорудийных башенных установках типа Mk.II Весь боекомплект 640 снарядов (80 на ствол). В военное время 132 на ствол. Максимальный вертикальный угол возвышения 30°, при этом дальность полёта снаряда 27 200 м. (147 каб) Сектор обстрела — 300° для каждой башни. Заряжение в любом положении ствола (до углов не более 20°). Поворот осуществлялся с помощью гидроприводов. Угловая скорость поворота башни — 2°/сек. Вертикальная скорость наводки ствола — 5°/сек. Диаметр барбета — 9 метров. Башни ГК имели форму многогранника, их бронирование выполнялось из крупповской цементированной брони толщиной: лоб — 381-мм, спереди сбоку — 305-мм; по бокам и корма — 279-мм, крыша — 127-мм. Общая масса вращающейся части башни ГК — 860 тонн.
140-мм скорострельные орудия образца BL.Mk.I в установках CPII, на лафете образца Mk.II, угол возвышения 30°, дальность стрельбы 16 200 м (87 кбт) бронирование: спереди 38 мм; по бокам 25 мм; сзади открыта. 150 снарядов на ствол.
4 102-мм орудия длиной ствола 45 калибров образца QF.Mk.V в установках образца Mk.III.HA, угол возвышения 80°. Смонтированы на орудийных станках образца Mk.IV. Орудия ручного заряжения и наведения скорострельностью 9-12 выстрелов в минуту, досягаемость по высоте 8 700 метров. Боекомплект 200 снарядов на ствол. 2 47-мм салютные пушки Гочкиса с боекомлектом 64 выстрела на ствол. (демонтированы в 1939 г.)
305-мм наклонный (12°) броневой пояс, высотой 2,9 м, установлен на прокладке из тикового дерева на протяжении 171,4 м (Позади него обшивка корпуса имела толщину 51 мм), от него до верхней палубы (шириной 2,75 м) 178-мм пояс.
Судовая энергетическая установка — 24 водотрубных котлов Ярроу с водогрейными трубками малого диаметра, на нефтяном отоплении, расположены в 4-х котельных отделениях. Рабочее давление пара 16,5 кгс/см². Суммарная площадь нагрева — 16 254 м². Требовали очистку через каждые 500 часов работы.
Четыре турбинных агрегата размещались в трёх машинных отсеках. В носовом отделении, наиболее широком, были установлены два агрегата, работавшие на оба внешних вала, в среднем — ещё один агрегат, для внутреннего вала левого борта, в кормовом же — агрегат для внутреннего вала правого борта. В состав каждого агрегата входили по одной турбине низкого давления и высокого давления. С передней стороны турбин высокого давления агрегатов внешних валов была установлена маршевая турбина экономического хода. Таким образом, в экономическом режиме крейсер шёл на двух машинах. Применение зубчатой передачи позволило уменьшить число оборотов вала до 210 в минуту, что повысило КПД винтов.
На каждый ТЗА имелся свой конденсатор, расположенный непосредственно под турбиной низкого давления (поддерживал вакуум до 0,075 кгс/см², поверхность составляла 2267 м²). Имелось также два вспомогательных конденсатора (один в среднем, другой в кормовом МО).
8 динамомашин (2 дизельные, 2 турбинные, 4 паровые), каждый мощностью около 200 кВт, обеспечивали питание постоянным током (220 В) 4 вала диаметром 724-мм.
Винты трёхлопастные постоянного шага диаметром 4,57 м, массой 20,3 тонны.
Руль — один полубалансирный. Управлялся с помощью рулевого привода Девиса.
Дымовые трубы размером 5,5×7,5 м.
При скорости хода 14 узлов расход топлива 7,5 т/час, а дальность хода — 7500 миль. Запас топлива 4000 т максимальный.
В средней части корпуса на ту же длину что и главный броневой пояс установлены бортовые наделки (були), шириной 3 метра, которые делились вертикальной и продольной переборками. Внутри булей, имелись также и поперечные переборки установленные через каждые 6 метров.
17 мая 1920 становится флагманом бригады линейных крейсеров «Рипалс», «Ринаун», «Тайгер», в Портланде (флаг контр-адмирала Кейза). Летом, во время похода в Швецию его посещают шведский король. До 1923 бригада входила в состав Атлантического флота.
В это время «Худ» был самым большим военным кораблем в мире. В эти годы всеобщего внимания к флоту корабль был народным любимцем: его параметры были известны каждому англичанину[2]. Популярность корабля была причиной того, что большую часть времени он проводил в заграничных походах, «демонстрируя флаг». В частности с ноября 1923 по сентябрь 1924 «Худ» вместе с крейсером «Рипалс» совершил кругосветное плавание, пройдя свыше 40 000 миль. За время этого похода «Худ» посетили более 750 000 человек.
С 3 июня 1929 года по 28 мая 1931 года ремонт в Портсмуте:
Теперь при порожнем водоизмещении 42 037 т и средней осадке 8,8 м метацентрическая высота — 0,95 м, а угол заката — 64°; полное водоизмещение — 48 000 т, средняя осадка — 10 м.
До ремонта содержание «Худа» стоило — 270 000 ф. ст. в год, после — 400 000 ф. ст. в год.
В январе 1935 столкнулся с «Ринауном». Форштевень «Ринауна» нанёс удар в районе 340 шпангоута. В борту образовалась вмятина полуметровой глубины и сильно повреждён один винт и погнут вал («Худу» пришлось становиться в док).
В 1938 году с корабля сняли все одноствольные 102-мм орудия, переставили на другие места 140-мм (которых осталось только 6) и добавили 4 спаренные универсальные 102-мм пушки. 13 августа 1939 г. перешёл в Скапа-Флоу, где вошёл в состав флота Метрополии.
В момент начала Второй мировой войны в 1939 базировался в Скапа-Флоу, входя в эскадру линейных крейсеров (вместе с «Рипалсом»).
В 1940 были установлены 3 спаренные 102-мм пушки и 5 ракетных установок «UP» («Unrotated Projectile»); в начале 1941 был установлен артиллерийский радар типа «284» — над дальномером на башенноподобной надстройке.
После поражения Франции переведён на Средиземное море (прибыл в Гибралтар 23 июня). На нём поднял флаг адмирал Джеймс Соммервилл. Вошёл в состав соединения «Н» (в составе: авианосец «Арк Роял»; линкоры «Вэлиант» и «Резолюшн»; лёгкий крейсер «Аретуза»; 4 эсминца и др.[3]). Задачей соединения была нейтрализация французского флота (предотвращение попадания боевых кораблей в руки немцев по договору с правительством Виши), базировавшегося порту Мерс-эль-Кебир во французском Алжире.
Французскому командованию были предложены варианты:
(a) Присоединиться к британскому флоту для борьбы с нацистской Германией
(b) Перевести корабли в любой британский порт, после чего команды будут репатриированы во Францию
(c) Перевести корабли в нейтральный порт, где они будут интернированы до конца войны.
Ультиматум завершался словами:
В случае вашего отказа принять эти справедливые предложения, я, с огромным сожалением, требую, чтобы вы затопили свои корабли в течение шести часов.
Наконец, если вышеуказанное не будет выполнено, я имею приказ Правительства Его Величества на применение любой необходимой силы для того, чтобы предотвратить попадание ваших кораблей в руки немцев.Оригинальный текст (англ.)If you refuse these fair offers, I must with profound regret, require you to sink your ships within 6 hours.
Finally, failing the above, I have the orders from His Majesty's Government to use whatever force may be necessary to prevent your ships from falling into German hands.
Переговоры ни к чему не привели, и, когда французские корабли намеревались покинуть порт, англичане открыли огонь (17:55, 3 июля). Огнем «Худа» был взорван линкор «Бретань» (997 погибших), всего жертвами стало более 1000 французских моряков.
В конце 1940 года «Худ» возвращается на базу в Скапа-Флоу.
Крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец HMS Electra[7].
Со 100 % точностью установить причину гибели «Худа» до сих пор так и не удалось. Существуют лишь множество менее или более правдоподобных различных теорий.
Из протокола допроса очевидца:
«Два снаряда второго залпа с „Принца Ойгена“ попали у левого борта, а третий в палубу рядом со 102-мм орудием. Затем вверх поднялся огромный столб огня в кормовой части по левому борту в районе 102-мм орудия. Я хорошо видел людей из расчётов этих орудий. Они собирались у левого борта. Затем я увидел огромный столб огня высотою с грот-мачту. Мне показалось, что два других снаряда прошли через вторую трубу, а третий пробил кормовую башню „Худа“. Когда „Худ“ получил это попадание, его труба повалилась на левый борт, затем показался жёлтый столб пламени от взрыва из барбета башни „Х“. Страшный блеск на несколько секунд ослепил меня, и когда я снова смог смотреть через окуляры, то увидел большую тучу черного дыма и как в воздухе летел 15-дюймовый ствол с куском конструкции, напоминавшей крышу башни».— Сержант морской пехоты Т. К. Брукс (старшина 130-мм башни линкора «Принс оф Уэлс»)
Любопытно отметить, что фамилию Hood носили несколько адмиралов Королевских ВМФ Великобритании, в том числе Хорас Худ, трагически погибший при взрыве линейного крейсера HMS Invincible (1907) во время Ютландского сражения. На крейсере Invicible, как позднее на HMS Hood, в результате попадания немецкого снаряда произошла детонация боеприпасов, приведшая к тому, что корабль раскололся на две части; из 1021 члена экипажа выжило 6 человек.
Линейные крейсера Королевского ВМФ Великобритании | ||
---|---|---|
Тип «Invincible» | HMS Invincible · HMS Indomitable · HMS Inflexible | |
Тип «Indefatigable» | HMS Indefatigable · HMS New Zealand · HMAS Australia (корабль Королевского Австралийского ВМФ) | |
Тип «Lion» | HMS Lion · HMS Princess Royal | |
Тип Queen Mary | HMS Queen Mary | |
Тип Tiger | HMS Tiger · HMS Leopard (не строился) | |
Тип «Renown» | HMS Renown · HMS Repulse · HMS Resistance (не строился) | |
Тип Hood | HMS Hood · HMS Howe (не строился) · HMS Rodney (не строился) · HMS Anson (не строился) | |
Тип G3 | 4 корабля не строились | |
Линейные крейсера, перестроенные в авианосцы
|
||
Тип Courageous Тип Furious |
HMS Courageous · HMS Glorious HMS Furious |
Hms hood 1941, hms hood на дне, hms hood military model 1-2 2011 halinski купить, hms hood 1918.
Файл:Otitis media incipient.jpg, Сельсовет «Покровский», Водоносный пласт, Цюлов, Андреас.