Калининградский трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
2 |
Количество маршрутов в период максимального развития |
15 (1937 год) |
Длина контактной сети |
46,34 (в двухпутном исчислении) |
Длина контактной сети в период максимального развития |
102.8 |
Общая длина маршрутов |
21,5 |
Количество трамвайных парков |
1 |
Количество трамвайных парков в период максимального развития |
1 |
Количество вагонов |
44 |
Количество вагонов в период максимального развития |
216 |
Модели эксплуатируемых трамваев | |
Ширина колеи | |
Протяжённость самого длинного маршрута |
3 (10,79 км) |
Компания-перевозчик | |
Сайт компании |
http://kaliningrad-gortrans.ru/ |
Калинингра́дский трамва́й — самая западная трамвайная система России, единственная действующая трамвайная система Калининградской области. Является самой старой трамвайной системой на территории современной России (действует с 1895 года). Калининградский трамвай — одна из двух сохранившихся трамвайных систем России с метровой колеёй (другая — в Пятигорске).
В течение долгого времени трамвай являлся важной частью городского транспорта Калининграда, однако в последние годы его значение падает, так как администрация Калининграда проводит политику ликвидации трамвайных маршрутов в связи с тем, что лоббируются интересы маршрутных такси и депутатов-владельцев автобусных фирм, а ликвидированные линии в перспективе планируется заменить троллейбусами. Но на практике была замена лишь на улице Горького. Во всех остальных случаях (улица Суворова, Невского, Киевская, Гагарина, Маршала Борзова и др.) планы замены так и остались только планами.
Содержание |
Предшественником электрического трамвая в Кёнигсберге была конка, первый маршрут которой начал действовать в 1881 году. Конка быстро развивалась, к первому маршруту прибавлялись новые. Конку строили и эксплуатировали акционерные общества.
К 1895 году в Кёнигсберге было уже пять маршрутов конки:
Открытие движения электрического трамвая в Кёнигсберге состоялось 31 мая 1895 года. Первый его маршрут проходил от Пилаусского вокзала (не сохранился, располагался в районе нынешней Мариупольской улицы) до тогдашнего Нового рынка (в районе универсама «Московский»).
Конка продолжала развиваться и после открытия электрического трамвая. К 1900 году в дополнение к уже имеющимся было открыто ещё два маршрута конки:
Вот как описывал кёнигсбергские конки в своих путевых заметках известный английский писатель Джером К. Джером:
«Но больше всего удивляют здесь путешественника… конки. Огромные, чистые, длинные вагоны несутся по улицам со скоростью десять миль в час, огибая углы как ошалелые. В них ездят все за исключением офицеров, которым это не разрешено: и носильщики с вещами, и разодетые дамы, отправляющиеся на бал, — все едут вместе. Конка внушает большое почтение: все на улицах спешат дать ей дорогу. Если вы зазеваетесь и попадете под блестящие вагоны, но случайно останетесь живы, то вас, поднявши, немедленно оштрафуют за недостаток почтительности…»
Однако история конки подходила к концу. Она прекратила своё существование в июне 1901 года, когда все линии в пределах городской черты (за исключением некоторых маршрутов в Хуфене) были проданы муниципалитету. Последний раз влекомый лошадьми вагончик проехал по кёнигсбергским улицам 30 октября 1901 года.
Конка имела ширину колеи 1435 мм, в ходе электрификации она перешивалась на 1000 мм.
К 1899 году в городе было уже четыре маршрута электрического трамвая, в 1902 году их стало восемь, в 1904 — одиннадцать, а к 1937 году количество трамвайных маршрутов достигло пятнадцати. Каждый маршрут имел свой цвет.
Движение трамваев начиналось в шесть часов двадцать минут утра и заканчивалось в полдвенадцатого ночи.
В январе 1945 года в связи с военными действиями трамвайное движение в Кёнигсберге прекратилось. Трамвайное хозяйство сильно пострадало от бомбёжек и штурма города: из пяти тяговых подстанций четыре были уничтожены, погибли многие вагоны. Однако, советские власти почти сразу занялись возрождением трамвая. Трамвай возобновил работу 7 ноября 1946 года. Тогда на маршрутах использовалось 129 восстановленных трамваев (в 1939 году в Кёнигсберге был 251 трамвай).
В отличие от многих других городов России, в Калининграде трамвай пережил экономический кризис девяностых годов XX века практически без потерь. Не было закрыто ни одного маршрута, подвижной состав хотя и не обновлялся, но старые трамваи проходили капитальный ремонт. Однако с начала первого десятилетия XXI века трамвай в Калининграде стали планомерно убирать с улиц. В то же время на некоторых участках проводится капитальный ремонт трамвайных путей. Генплан Калининграда предусматривает развитие трамвая в будущем. Таким образом, будущее калининградского трамвая неоднозначно.
С 1999 года начался процесс сокращения трамвайной сети. По состоянию на осень 2007 года было закрыто четыре маршрута (см. ниже). В частности, трамвай был снят с улиц Ал. Невского (маршрут № 8), Горького (маршруты № 6, 10), Суворова (маршрут № 9). Чаще всего трамвай снимают с целью расширения проезжей части для автомобилей (на Горького и Ал. Невского трамвай имел выделенные полосы, за счёт которых была расширена дорога).
В 2008 году было запланировано снятие трамвайных путей на улицах Фрунзе[1] и Гагарина[2] (часть трассы маршрутов № 4 и 9). Работы по демонтажу трамвайных путей на ул. Гагарина начались 19 августа[3].
Трамвайная сеть была в очередной раз сокращена в сентябре 2008 года: маршрут № 2 был ограничен до Южного вокзала, № 8 — до кинотеатра «Родина»[4]. В октябре были озвучены планы ликвидации трамвайной линии по улице Тельмана (часть трассы маршрута № 1). В то же время по заявлениям начальника Трамвайно-троллейбусного управления, полная ликвидация трамвая в Калининграде не планируется. Наоборот, планируется развитие и реконструкция оставшейся сети[5]. Трамвайные рельсы и контактная сеть на улице Киевской (на участке между улицей Инженерной и путепроводом через железную дорогу) были окончательно демонтированы в ходе капитально ремонта улицы в конце сентября — октябре 2010 года[6] .
Последнее сокращение — 1 января 2010 года: маршруты 2, 9 были закрыты, а вагоны, которые работали на них, были переведены на оставшиеся маршруты 1, 5 и 8. Таким образом, по маршрутам 1, 5 и 8 вагоны должны проходить чаще.
В то же время, некоторые специалисты предполагают, что уже в 2010 году трамваев в Калининграде совсем не останется. Ликвидация трамвайных линий объясняется их нерентабельностью и проблемами с подвижным составом нестандартной колеи. При этом опыт Пятигорска с такой же трамвайной колеёй не рассматривался.[7].
По заявлениям сити-менеджера Феликса Лапина, сделанными 6 марта 2010 года, планируется снятие трамвайной линии по проспекту Победы от Центрального парка до кольца маршрутов № 1 и 4. За счёт снятия трамвайных путей планируется расширить проезжую часть проспекта, что, по мнению Лапина, поможет решить проблему пробок на пересечении проспекта с улицей Радищева[8].
Тем не менее с июля до декабря в 2010 году производилась замена трамвайного полотна на Московском проспекте и на улице 9 Апреля, где проходят самые популярные маршруты №3 и №5. Там же и Второй эстакадный мост с троллейбусной линией (движение городского общественного транспорта пока не открыто).
Но трамвай маршрута №1 могут ликвидировать.[9] Трамвай №1 заменен на автобус 09.07.2012[10].
В конце мая 2012 года была обнародована концепция развития городской инфраструктуры в связи с возможным проведением в Калининграде Чемпионата мира по футболу (окончательный список городов будет опубликован в марте 2013 года). В рамках этой концепции планируется строительство кольцевой линии скоростного трамвая, которая свяжет остров Октябрьский, где планируется строительство нового стадиона с остальными частями города. Какие-либо конкретные детали проекта пока что неизвестны[11][12].
В настоящее время в городе остались только два трамвайных маршрута[13].
Длина их совместного участка 9,02 км. Длина участка пути, где ходит только 3 маршрут 1,77 км. Длина участка пути, где ходит только 5 маршрут 1,69 км. Длина указана в однопутном исчислении. Длина неиспользуемого участка пути в двухпутном исчислении составляет 21,38 км Общая длина электрифицированного участка пути (за территорией депо) в двухпутном исчислении составляет 46,34 км. (Измерено с помощью линейки на Яндекс.Картах [1])
Единственное депо расположено за Южным вокзалом, по адресу ул. Киевская, д. 4.
В довоенном Кёнигсберге использовались трамвайные вагоны местного, кёнигсбергского, производства. Их выпускал завод «Штайнфурт». На трамваях устанавливались моторы (мощностью шестьдесят киловатт) и другое электрооборудование фирмы «Сименс». Эти вагоны использовались и после войны. Позднее их заменили трамваями восточногерманского производства.
В 1995 году в Маннгейме (Германия) было закуплено два шестиосных трамвая Duewag GT6 1963 и 1965 годов выпуска, № 443 и 442. Трамвай № 443 проработал до весны 1999 года, пока не кончились запчасти, источником которых служил трамвай № 442 (который перестал работать ещё раньше). Спустя 10 лет трамвай №443 был восстановлен. Что касается "татр", то из эксплуатации выведены все линейные вагоны T4SU.
В настоящее время в Калининграде используются исключительно «Татры» (KT4SU, KT4D, T4D). Большинство этих трамваев были поставлены в город ещё в советские времена, однако позднее бывшие в употреблении «Татры» закупались в бывшей Восточной Германии.
Обновлению подвижного состава в Калининграде препятствует узкоколейность (1000 мм) и узкий габарит (максимальная ширина трамвая — 2,2 метра, тогда как в других городах России — 2,5 метра). В России трамваи для этой колеи и этого габарита не выпускаются, трамваи же европейских производителей слишком дороги. Однако весной 2012 года было подписано соглашение между властями города и заводом БКМ о поставке вагона габарита 2200мм на колею 1000мм, предположительно БКМ-62103. Первый вагон будет поставлен на чешские тележки от калининградской "татры". Вагон должен прибыть в Калининград к концу лета-началу осени 2012 года. Если испытания завершатся успешно и вагон покажет себя с хорошей стороны, то руководство города планирует в течение 3-4 лет обновить данными вагонами весь трамвайный парк.
Трамваи Татра производил завод Татра ,ЧКД Прага -Смихов, Чехословакия. n.p.Tatra Smíchov, Praha, Československo.
Всё началось в конце 80-х. К тому времени в Калининграде, в основном, эксплуатировались татровские пантографы, и пантографы а-ля КТМ собственного изготовления http://transphoto.ru/photo/147156/ , Собственно, и пантографы в трамвайном депо стали изготавливать потому, что был острый дефицит токоприемников. Однако, эксперимент был не очень удачный так как такие пантографы были не устойчивы, подвергались сильной раскачке в плане, иногда просто слетали с контактного провода. Вот и решили, что бы не пропадать добру соединить два разнотипных токоприемника в один, трех-рожковый. Итак, получилась достаточно аляповатая конструкция, в которой передняя часть - татровская, а задняя - деповского изготовления. И, надо заметить, такая конструкция прочно прижилась в нашем городе, по причине простоты, лёгкости, а, главное, хорошему токосъему. И более того, такой пантограф стал почти визитной карточкой (брендом) калининградского трамвая.
Калининградский трамвай 5, калининградский трамвай схемы, калининградский трамвай 3, калининградский трамвай цена.
Файл:Open boat at bispham.jpg, Роберто Нестор Сенсини, Марина Мнишек, Чемпионат Португалии по футболу 2005-2006.