Новокузнецкий трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская |
Дата открытия |
30 ноября 1933 г. |
Количество маршрутов |
9 |
Общая длина маршрутов |
55,3 км |
Общая длина маршрутов в период максимального развития |
64,1 км |
Количество трамвайных парков |
3 |
Количество вагонов |
118 пассажирских вагонов на 01.07.2010 г. |
Количество вагонов в период максимального развития |
215 на 01.01.1989 г. |
Модели эксплуатируемых трамваев | |
Ширина колеи |
1524 мм |
Тип питания | |
Напряжение контактной сети |
600 В |
Протяжённость самого длинного маршрута |
маршрут №6 (18,5 км) |
Компания-перевозчик |
муниципальные трамвайные предприятия №1,2,3 |
Новокузне́цкий трамвай — трамвайная система в городе Новокузнецк Кемеровской области, открытая в 1933 году. Является первой трамвайной системой Западной Сибири и первой за Уралом системой, построенной в годы Советской власти (Новосибирский трамвай был пущен на несколько месяцев позже), а также второй в современной России восточнее Урала (первая была открыта во Владивостоке).
Особенность Новокузнецкого трамвая в том, что он состоит из двух физически не взаимосвязанных сетей. Причём они не соединялись никогда.
Содержание |
Трамвай в городе строился с лета 1933 года и был запущен в эксплуатацию 30 ноября 1933 года (Первый Сибирский трамвай триумфально пошёл в 16 часов от Площади Побед). Трамвай Новокузнецка (тогда Сталинска) стал первым на огромном пространстве от Дальнего Востока до Урала.
Хронология событий
К моменту пуска трамвая была проложена однопутная линия маршрута № 1 «ДОЗ — Вокзал» с разъездами со следующими остановками: по проспекту Ворошилова (современный проспект Строителей) (остановки: «ДОЗ» — «2-я Береговая» — «разъезд (р.) Конный двор» — «Стадион» — «р. Военный городок» — «Заводоуправление» — «р. Пожарка» — «Водоканал»); по проспекту Молотова (современный Металлургов) (остановки: «Соцгород» — «р. Звуковое» — «Вокзал»).
Для пуска трамвая из Мытищинского Машиностроительного Завода прибыли 8 моторных вагонов серии Х и 10 прицепных вагонов серии М.
Трамвай пошёл по постоянному сварному мосту через реку Аба. Введён маршрут № 2 «ДОЗ — Левый берег». (остановки: «ДОЗ» — «2-я Береговая» — «р. Конный двор» — «Стадион» — «р. Военный городок» — «Заводоуправление» — «р. Пожарка» — «Водоканал» — «Болотная» (современный проспект Пионерский) — «Левый берег» (кольцо). Через несколько дней трамвай стал ходить до «Водной станции» (продлен маршрут 2 от Левого берега). В том же году вступил в строй маршрут № 3 Гортеатр — Араличево (с 26 марта 1935 г. - Куйбышево) (остановки: «р. Гортеатр» — «СИЧМ» (Сибирский институт черной металлургии, совр.старый корпус СМИ) — «р. Рабочий посёлок» — «Жел.дор.мост» — «Куйбышево»). Появилось кольцо «Водокачка» (современное кольцо Транспортная).
Перед разъездом «Звуковое», напротив ДКиТ КМК был разъезд с трамвайной линией, уходящей налево (если смотреть со стороны Вокзала). Это линия проходила между домами до несуществующего тогда проспекта Курако, где трамвай затем сворачивал налево и уходил в депо (сегодняшнее депо № 1). Этот участок путей был только служебным и использовался для заезда (выезда) вагонов в депо.
— Спрямлены два участка по пр. Молотова (пр. Металлургов);
— уложены вторые трамвайные пути по Соцгороду и от остановки Звуковое кино до Вокзала с установкой металлических опор на двухпутном участке;
— получены еще 2 моторных и 4 прицепных вагонов.
В 1938 году трамвай пошёл в Старокузнецк по первому капитальному мосту через реку Томь (остановки от кольца на Левом берегу: «р. Топольники» — конечная «Кузнецк» (в народе тогда назывли "Почта") (ныне Советская площадь)).
Примечательно, что сначала по первому Кузнецкому мосту ходили как трамваи так и железнодорожные составы с паровозами. Для этого на трамвайном пути был специально уложен третий рельс. Современный Кузнецкий мост построили в 1972 году.
— 1 апреля 1939 трамвайный цех, входящий в состав КМК, передан в ведение Горсовета и стал городским коммунальным предприятием;
— получены еще 2 моторных и 4 прицепных вагонов.
Получены 6 трамвайных вагонов из Москвы.
Выход на линию нового трамвайного вагона М-38 (трамвайный вагон), полученного из Москвы.
— Построена линия «Транспортная — Точилино», также однопутная, с разъездами на нескольких остановках;
— Построена линия «Советская площадь — улица Ленина» (остановка «ДК Алюминщиков»);
— Начало эксплуатации вагонов КТМ/КТП-1.
— 6 ноября пущен маршрут №4 (Завод - Точилино);
Построена линия «ДК Алюминщиков — Малоэтажка»
Построены линии:
— «ул. Орджоникидзе — пр. Октябрьский — Комсомольская — Левый берег»;
— «Точилино — Лыжная база»;
— «Малоэтажка — Мебельная фабрика».
Участок путей по Болотной до Водной станции демонтирован.
Построена трамвайная линия «Лыжная база — Сосновый бор»;
Получены первые 10 вагонов Татра-Т3 из Чехословакии
Построена линия по проспекту Курако. Пути для заезда вагонов в депо с проспекта Металлургов до Курако демонтированы. Демонтирован участок путей от «2-й Береговой» до кольца «ДОЗ», введён участок от «Речного вокзала» до «Стройбазы».
По проспекту Курако сначала пустили маршрут №4 (Завод - Лыжная база), но вскоре маршрут №4 перенесли на проспект Металлургов, а по проспекту Курако пустили маршрут №5 (Транспортная - Завод).
— 27 ноября 1969 года открыто движение по Заводскому району и на ЗСМЗ со строительством депо № 2 (строительство началось в 1966 году);
— построены трамвайные пути «30-й квартал — Алюминиевый завод — Мебельная фабрика».
— Вводится в эксплуатацию трамвайное депо №3 в Кузнецком районе;
— поступают первые трамвайные вагоны типа КТМ-5М3.
Построена трамвайная линия по проспекту Дружбы - ул.Кутузова - ул.Циолковского протяженностью 5,5 км (все пути уложены на железобетонные шпалы).
Строительство трамвайных путей по ул.Лазо от Депо №1 до пр.Курако.
— Строительство трамвайных путей из Кузнецка в Орджоникидзевский район (до Байдаевки);
— 19 февраля 1981 года открыто движение из Кузнецкого района в Байдаевку.
Пуск в эксплуатацию участка путей от Байдаевки до Зыряновки (Таштагольская).
Выход на линию Чехословацких вагонов нового поколения Tatra T6B5.
— Закрыт маршрут № 9, участок путей "Лыжная База — Сосновый Бор" демонтирован;
— Остановлено строительство и демонтированы трамвайные пути в Новоильинский микрорайон;
— Начало эксплуатации трамвайных вагонов 71-608К (1993 г.), 71-608КМ (1995 г.);
— Списаны последние пассажирские вагоны Татра-Т3 (1999 г.)
Закрыт маршрут № 1, демонтирован участок путей от КМК до Стройбазы.
— Убрано «малое» трамвайное кольцо КМК (использовалось для разворота трамваев маршрутов 2,4,9 и отстоя служебных вагонов);
— Получены первые два трамвайных вагона серии 71-619.
Убрано трамвайное кольцо на Советской площади.
Закрыт маршрут № 4 с последующей разборкой трамвайных путей на участке Лыжная База — Транспортная.
По состоянию на начало 2010 года в городе действует три муниципальных трамвайных предприятия (МТП).
МТП-1 — директор Ночевский Владимир Александрович; МТП-2 — директор Балыбин Руслан Георгиевич; МТП-3 — директор Устинов Николай Маркович.
Действует 9 маршрутов. Подвижной состав представлен трамвайными вагонами производства [1], то есть ежедневно трамваем пользуются около 90 тыс. жителей Новокузнецка (все население города составляет около 563 тыс. чел.).
Новокузнецкий трамвай имеет протяженную и разветвленную путевую сеть. Обслуживает почти все районы города (за исключением Ильинского района).
В центре города трамвай проходит по оживленным улицам с большим количеством перекрестков, на которых часто происходят ДТП с участием автомашин, и заторам, как на автодорогах, так и на трамвайных путях (в центре города уложены рельсы вровень с автодорогой, на, так называемом, совмещенном полотне). Особенно это касается участков на проспектах Металлургов, Курако и Октябрьском и на улице Орджоникидзе. Трамвайное движение, поэтому, на этих участках затруднено (большей частью в часы пик). Тем не менее, именно по этим улицам проходят самые востребованные маршруты, трамваи ходят с высокой наполняемостью пассажирами.
Основные направления:
Если смотреть со стороны вокзала, то трамвайные пути расходятся в трех направлениях:
— проспект Курако (остановки: «Вокзал»-«Аптека»-«ул. Суворова»-«ул. Куйбышева»- «Рынок»-«Площадь Побед»);
— проспект Металлургов (остановки: «Вокзал»-«Коммунар»-«ул. Кирова»-«Площадь Маяковского»);
— направление через улицу Транспортная (остановки «Транспортная» — «Олимп»- «ул. Кутузова» — «2-я Горбольница» — «Комсомольская площадка» — «Универсам» — «Юбилейная» — «Левый Берег») — на этом направлении пути расположены почти везде на обособленном полотне;
— направление через проспект Октябрьский (остановки «Комсомольская площадка» — «магазин Светлана» — «Бульвар Героев» — «Универбыт» — «Кузнецкстроевский проспект» — «улица Спартака» — «Площадь Маяковского» — «улица Пирогова» — «Электросервис»-«КМК»).
Интересные особенности:
Трамвай проходит большей частью через промышленную зону КМК и промышленных складов (остановки «ГПТУ-11» — «Машзавод» — «Рабочий поселок» — «Угольный склад» — «КузбассТрансМет (Трамвайная)» — «Куйбышево»). Пассажиропоток, а соответственно и выпуск вагонов в этом направлении невелик. Во внепиковое время на маршруте работают только 2 вагона (в часы пик — 5 вагонов).
Интересные особенности:
Кузнецкий и Центральный районы соединяет Кузнецкий мост через реку Томь. Движение трамваев по мосту затруднено из-за интенсивного движения автотранспорта и небольшой ширины моста. Нередки случаи ДТП на мосту с застопориванием трамвайного движения и длинными автомобильными пробками. Старокузнецк условно разделяют на жилую зону и промышленную зону Ферросплавного (ОАО Кузнецкие ферросплавы) и Новокузнецкого Алюминиевого заводов (НКАЗ). По жилой зоне трамвай следует по достаточно длинной улице Ленина через остановки: «Советская площадь» — «Сквер памяти Борцов революции» — «Дворец Алюминщиков» -«Ул. Метёлкина» — «30-квартал» — «Анодная» — «Малоэтажка». На последней остановке расположено трамвайное кольцо с одноименным диспетчерским пунктом (здесь разворачиваются трамваи маршрутов № 12 и № 12А).
В промышленной зоне трамвайное движение идёт в двух направлениях:
— через Ферросплавный завод (остановки «ЗЖБК» — «Автосервис» — «Алюминиевый завод» — «Ферросплавный завод»- «Автоотряд»);
— через «Органика (завод)» (остановки «СШМНУ» — «Авторемзавод» — «Органика» — «ЗРМК» — «Трамвайное депо № 3» — «Автоотряд»).
На остановке «Трамвайное депо № 3» (именуемой иногда по старинке «Мебельная фабрика») расположены трамвайное кольцо (ранее конечная остановка маршрутов 2 и 9) и пути для заезда (выезда) вагонов в депо № 3. Заезд в депо однопутный с обоих направлений.
Интересные особенности:
Трамвайная линия проходит через жилые кварталы Байдаевки (остановки «Коммунарка» — «Проспект Шахтёров» — «Томусинская» — «Новостройка» — «ОРС» — «Мурманская» — «Байдаевская») и через частный сектор до неработающей ныне шахты «Зыряновская» (остановки «ул. Герцена» — «ул. Чкалова» — «ул. Рудничная» — «7-й квартал» — «Техникум» — «Таштагольская»). На «Байдаевской» расположено трамвайное кольцо с диспетчерским пунктом (конечная остановка для маршрутов 2 и 9).
Интересные особенности:
Изолированная линия трамвая, никогда не соединявшаяся с основной трамвайной сетью города. Имеет собственное депо (МТП-2). Основное назначение — связь между жилыми кварталами Заводского района и Западно-Сибирским металлургическим комбинатом (ЗСМК). Протяженность линии 14,2 км.
Остановки в жилом секторе района («Торговый Центр» — «Дом творчества» — «Детская поликлиника» — «Рынок» — «Администрация (Райисполком)» — «Дворец Металлургов» — «Проспект Советской Армии» — «Ул. Климасенко» — «ГПТУ» — «МТП-2»).
Промзона ЗСМК (остановки «Опытный завод» — «Автобаза» — «Трест КМС» — "Магазин «Все для дачи» — «2-я Стройбаза» — «АТЦ» — «Западная» — «Бюро пропусков» — «Прокатный» — «Блюминг» — «Космическая» — «Литейный» — «ЖДЦ» — «Кислородный» — «ст. Восточная»).
Не в часы пик, когда не требуется подвоз (вывоз) работников ЗСМК, большая часть трамваев следует по укороченному варианту маршрута и разворачивается на территории депо № 2.
Интересные особенности:
Центральная трамвайная сеть питается от 15-ти тяговых подстанций. Напряжение сети трамвая 600 вольт. Перевод стрелочных переводов большей частью автоматический, причем применяются «салазки», установленные на контактном проводе.
Трамвайное хозяйство состоит из трех депо. МТП-1 (Открыто в 1933 году) находится в Куйбышевском районе на улице Лазо 25, обслуживает маршруты 3,5,12 и 12А. МТП-2 (Открыто в 1969 году) находится в Заводском районе на улице Климасенко 9/7 и обслуживает маршрут № 10. МТП-3 (Открыто в 1972 году) расположено в Кузнецком районе на Кузнецком шоссе 11 и ответственно за выпуск вагонов на маршруты 2,6,8,9. Капитальный ремонт вагонов выполняется собственными силами ремонтным персоналом депо в цехе по ремонту подвижного состава. При ремонте у вагонов меняется электрооборудование, светотехника, отделка салона, сидений, обшивка трамвая заменяется на новую, производится окраска. Такой ремонт позволяет продлить срок службы вагонам.
По состоянию на июнь 2010 года подвижной состав представлен
следующими пассажирскими вагонами:
Модель | Депо 1 | Депо 2 | Депо 3 | Всего |
---|---|---|---|---|
71-605 | 16 | 19 | 35 | |
71-605А | 1 | 3 | 6 | 10 |
71-608К | 14 | 5 | 11 | 30 |
71-608КМ | 16 | 6 | 13 | 35 |
71-619К | 1 | 1 | 1 | 3 |
71-619КТ | 1 | 2 | 2 | 5 |
Нумерация вагонов:
Единственная в городе (в настоящее время и в области) сцепка из двух вагонов (СМЕ) работает на 10 маршруте. Номера вагонов 139+163. Остальные вагоны в городе ходят одиночками.
Все служебные вагоны состоят на балансе Службы пути (МКП «Трамвайные пути ГЭТ») — директор Деминова Светлана Александровна. Служба пути осуществляет текущий и капитальный ремонты трамвайных путей, расчистку трамвайных путей от снега, мусора и т. п.
Ремонтом контактной сети трамвая и троллейбуса в городе занимается МКП « Сети и подстанции ГЭТ» — директор Перескоков Виктор Алексеевич.
Примечания:
— Вагон МТВ-82 в 1953 получен из города Томск, впоследствии (1965 год) передан в город Осинники;
— Вагоны ЛМ-49/ЛП-49 в 1965 году были переданы в город Горький (Нижний Новгород);
— В 1994 году 10 из 14 вагонов Tatra T6B5 были переданы в город - Барнаул в обмен на 10 вагонов 71-608К, остальные 4 вагона списаны до 1996 года.
Действующие трамвайные маршруты
Закрытые трамвайные маршруты
Измененные травмвайные маршруты
Измененые и закрытые трамвайные маршруты
В Новокузнецке вагоны закреплены на маршрутах. Расписание движения выдерживается с достаточно высокой точностью (погрешность составляет менее 1 минуты), однако из-за частых ДТП в центре города и на Кузнецком мосту имеют место срывы графиков. На остановочных пунктах для информирования пассажиров установлены щиты, на которых указывается наименование остановки и номер маршрута. Стоимость проезда — 8 рублей, для льготной категории граждан — 4 рубля. (С 01.12.2010 соответственно 9 и 4 руб.).
В Новокузнецке, как и в других городах России, сохраняется тенденция к сокращению трамвайных маршрутов. В генеральном плане города (принят в 2010 году), в котором представлены и приоритеты развития транспортной инфраструктуры города до 2030 года предусматривается демонтаж трамвайных путей по проспекту Металлургов и закрытие экономически невыгодного 3 маршрута. Тем не менее, городские власти полностью убирать трамвай с улиц города не собираются. Перспективы развития, поэтому, связаны с развитием существующей трамвайной сети.
В последние годы выполнен капитальный ремонт трамвайных путей на Кузнецкстроевском проспекте и кольце возле «Универбыта», улице Орджоникидзе, от остановки Левый Берег до Кузнецкого моста. В 2010 году капитально отремонтированы аварийные участки путей по проспектам Металлургов и Курако. Реконструировано трамвайное кольцо «КМК» и кольцо на Малоэтажке с новым диспетчерским пунктом.
Происходит оптимизация маршрутной сети. Так, например, для удобства горожан маршруты № 6,№ 8 продлены до центра города, в 2007 году вновь заработал ранее закрытый маршрут № 5. В 2008 году введен маршрут №12А (после закрытия 4-го маршрута), связывающий проспект Металлургов с Кузнецким районом.
Производится и обновление подвижного состава. В период 2006—2010 гг. поступило 12 новых трамваев, в том числе 8 современных модели 71-619. Более качественно стал производиться капитальный ремонт существующего подвижного состава. В ходе такого ремонта, выполняемого собственными силами в депо, трамвайный вагон подвергается комплексной реновации. В результате — увеличение срока службы вагона, улучшение качества перевозок пассажиров. С 2010 года на вагонах устанавливаются автоматические информаторы, которыми предполагается оборудовать все вагоны. Все это способствует улучшению культуры обслуживания пассажиров трамвая.
Согласно генеральному плану г. Новокузнецка, намечено продление трамвайной линии от Херсонской ул. в район новой застройки.
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ (на конец года; километров)
Год | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2008 | 2009 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина, км | 64,1 | 60,8 | 60,8 | 60,8 | 60,8 | 60,8 | 59,3 | 59,3 | 55,3 | 55,3 |
НАЛИЧИЕ ПАССАЖИРСКИХ ТРАМВАЙНЫХ ВАГОНОВ (на конец года; штук)
Год | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2008 | 2009 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вагоны, шт | 169 | 130 | 126 | 125 | 125 | 121 | 117 | 117 | 116 | 117 |
ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ТРАМВАЯМИ (миллионов человек)
Год | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2008 | 2009 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Человек, млн. | 98,6 | 37,0 | 36,1 | 31,2 | 29,4 | 29,4 | 29,5 | 32,0 | 32,2 | 30,2 |
Это заготовка статьи о Новокузнецке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Новокузнецкий трамвай.