Томский трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
5 |
Длина контактной сети |
45,1 км[1] |
Общая длина маршрутов |
40,9 км |
Количество трамвайных парков |
1 |
Количество вагонов |
45 |
Количество вагонов в период максимального развития |
158 (1967 год) |
Модели эксплуатируемых трамваев | |
Ширина колеи |
1524 мм |
Тип питания |
постоянный ток |
Напряжение контактной сети |
550 В |
Протяжённость самого длинного маршрута |
24,8 км (№ 1) |
Компания-перевозчик |
ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление» |
Сайт компании |
ttu.tomsk.ru |
То́мский трамва́й — трамвайная система, начавшая работать в Томске 25 апреля (по другим данным — 1 мая[2]) 1949 года. Первыми поездами были КТМ/КТП-1. Протяжённость линий составляет 45,1 км[1]. В настоящее время в городе действует 5 маршрутов, на которых работает 30 вагонов трамвая[3].
Эксплуатирует трамвай Томское городское унитарное муниципальное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление». Все вагоны обслуживает одно депо.
Содержание |
Маршрут | Конечные остановки А | Б |
Протяженность | Время оборотного рейса | Интервал движения в «час пик» | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Черемошники | ↔ | Восточная | 24,8 км | 104 минуты | 6 минут |
2
|
площадь Батенькова | ↔ | площадь Южная | 11,8 км | 48 минут | 6 минут |
3
|
площадь Батенькова | ↔ | Восточная | 9,6 км | 43 минуты | 6 минут |
4
|
Восточная | ↔ | площадь Южная | 12,3 км | 55 минут | 10-15 минут |
После открытия первой очереди трамваи ездили по маршруту от площади Батенькова до вокзала Томск I со следующими остановками: вокзал Томск-I, пл. Кирова, Тверская, ул. Красноармейская, Электроламповый завод, Типография, Горсад, пер. Плеханова, пл. Батенькова[2].
С 1965 по 1973 год существовала линия по Советской улице (от проспекта Кирова до улицы Нахимова) и улице Нахимова (от Советской до Красноармейской улицы)[4]. Линия была разобрана из-за увеличения транспортного потока по улице Нахимова после строительства первого моста через Томь. По этой линии ходил маршрут № 4: пл. Южная — Лагерный сад — Д.Ключевская.
Участок трамвайной сети от Томска-II до Кинотеатра «Родина», по которому проходил маршрут № 2, был закрыт с 25 мая 2011 года в связи со строительством двухуровневой развязки на 4-й поликлинике и необходимостью расширения улицы Пушкина[5]. На настоящий момент линия разобрана по улице Пушкина от ул. Дальне-Ключевской до 4-ой поликлиники и на улице Железнодорожной. На Дальне-ключевской от Большой подгорной до Мира сохранились фрагменты рельс, сняты поворотные стрелки и контактный провод. На оставшемся участке рельсы были сняты ради расширения проезжей части. Восстановление линии не было предусмотрено проектом строительства развязки. Начальник департамента капитального строительства Алексей Сафронов заявил что направление будет сохранено[6]. Такую же позицию озвучивал и мэр города[7] Николай Николайчук, но на фоне информации о подготовке к строительству монорельса[8].
На декабрь 2008 года перевозки осуществляются 47 вагонами[3] производства Усть-Катавского вагоностроительного завода:
6 февраля 2007 года запущены в эксплуатацию два трамвая 71-619КТ. Это первое обновление трамвайного парка с 1998 года[9][10][11]. В мае 2007 года парк пополнился ещё двумя вагонами 71-619КТ[12], в декабре 2008 года на линию вышли ещё 10 новых вагонов 71-619КТ.
Список трамваев на декабрь 2011 года[13]
Номер | Модель | Построен | Зав. № | Примечания |
---|---|---|---|---|
247 | 71-605 | 1984 | 008608 | |
252 | 71-605 | 02.1985 | 009258 | |
258 | 71-605 | 1985 | 009302 | |
267 | 71-605 | 1986 | 010011 | |
273 | 71-605 | 1986 | 010618 | бывший граффити-вагон |
274 | 71-605 | 1986 | 010607 | |
278 | 71-605 | 1986 | 010596 | |
279 | 71-605 | 1986 | 010626 | |
282 | 71-605 | 1987 | 010941 | |
284 | 71-605 | 1987 | 011305 | |
287 | 71-605 | 1987 | 010931 | |
290 | 71-605 | 1987 | 010948 | граффити-вагон |
293 | 71-605 | 1987 | 010916 | |
294 | 71-605 | 1988 | 011813 | |
295 | 71-605 | 1988 | 011815 | |
296 | 71-605 | 10.1987 | 011327 | граффити-вагон |
297 | 71-605 | 10.1987 | 011287 | |
300 | 71-605 | 1987 | 011368 | граффити-вагон |
302 | 71-605 | 1988 | 011802 | |
305 | 71-605 | 1988 | 011723 | граффити-вагон |
307 | 71-605 | 1987 | 011315 | |
310 | 71-608К | 09.1992 | 000074 | |
311 | 71-608К | 09.1992 | 000069 | |
313 | 71-608К | 09.1992 | 000070 | |
314 | 71-608КМ | 02.1996 | 000206 | |
315 | 71-608КМ | 04.1997 | 000363 | |
316 | 71-608КМ | 07.1997 | 000370 | |
317 | 71-608КМ | 08.1997 | 000393 | |
318 | 71-608КМ | 11.1997 | 000421 | |
319 | 71-608КМ | 12.1997 | 000427 | граффити-вагон |
320 | 71-608КМ | 11.1997 | 000419 | |
321 | 71-619КТ | 2006 | 00211 | |
322 | 71-619КТ | 2006 | 00194 | |
323 | 71-619КТ | 2007 | 00195 | |
324 | 71-619КТ | 2007 | 00216 | |
325 | 71-619КТ | 2008 | 00357 | |
326 | 71-619КТ | 2008 | 00358 | |
327 | 71-619КТ | 2008 | 00368 | |
328 | 71-619КТ | 2008 | 00369 | |
329 | 71-619КТ | 2008 | 00370 | |
330 | 71-619КТ | 2008 | 00371 | |
331 | 71-619КТ | 2008 | 00378 | |
332 | 71-619КТ | 2008 | 00388 | |
333 | 71-619КТ | 2008 | 00396 | |
334 | 71-619КТ | 2008 | 00397 |
В 1948 году перед пробным открытием трамвайной линии из Новосибирска в Томск привезли сцепку из трамвайных вагонов серий М и Х. В 1949 году Томск получил первые 10 вагонов (5 моторных и 5 прицепных) КТМ/КТП-1 непосредственно с Усть-Катавского завода[4].
В 1956 году в Томск поступили два рижских трамвая МТВ-82 (номера 15 и 16), однако в 1965 году они были переданы в Новокузнецк[4].
В 1969 году поступила первая партия трамваев КТМ-5М с пластиковыми кузовами. Эти машины имели номера с № 101[4].
Известные списанные вагоны[13]
Номер | Модель | Построен | Зав. № | Списан | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
217 | 71-605 | 1981 | 06907 | ||
218 | 71-605 | 1981 | 06899 | ||
221 | 71-605 | 1982 | 07123 | ||
222 | 71-605 | 1982 | 07132 | ||
223 | 71-605 | 1982 | 07149 | ||
224 | 71-605 | 1982 | 07146 | ||
225 | 71-605 | 1982 | 07133 | ||
226 | 71-605 | 1982 | 07200 | 1995 | разбит в 1995 в столкновении с № 277 |
227 | 71-605 | 1982 | 07185 | 1995 | разбит в 1995 в столкновении с № 277 |
229 | 71-605 | 1982 | 07218 | ||
231 | 71-605 | 1982 | 07152 | ||
232 | 71-605 | 1982 | 07272 | ||
233 | 71-605 | 1982 | 07280 | ||
234 | 71-605 | 1982 | 07215 | ||
235 | 71-605 | 1982 | 07721 | ||
236 | 71-605 | 1982 | 07709 | ||
238 | 71-605 | 1983 | 08012 | «Пионерский» | |
240 | 71-605 | 1983 | 08053 | ||
241 | 71-605 | 1983 | 08056 | ||
242 | 71-605 | 1984 | 08516 | ||
243 | 71-605 | 1984 | 08584 | ||
244 | 71-605 | 1984 | 08585 | ||
245 | 71-605 | 1984 | 08604 | ||
246 | 71-605 | 1984 | 08636 | ||
248 | 71-605 | 1984 | 08609 | ||
249 | 71-605 | 1984 | 08631 | ||
250 | 71-605 | 1984 | 08557 | ||
251 | 71-605 | 1984 | 08647 | ||
253 | 71-605 | 1985 | 09286 | ||
254 | 71-605 | 1984 | 08953 | ||
255 | 71-605 | 1985 | 09226 | ||
256 | 71-605 | 1985 | 09294 | ||
257 | 71-605 | 1985 | 09295 | ||
259 | 71-605 | 1985 | 09313 | ||
260 | 71-605 | 1985 | 09310 | ||
261 | 71-605 | 1985 | 09306 | ||
262 | 71-605 | 1985 | 09802 | ||
263 | 71-605 | 1985 | 09757 | ||
264 | 71-605 | 1985 | 09814 | 2002 | сгорел в 2002 |
265 | 71-605 | 1985 | 09799 | ||
266 | 71-605 | 1985 | 09794 | ||
270 | 71-605 | 1986 | 10023 | ||
271 | 71-605 | 1986 | 10035 | ||
272 | 71-605 | 1986 | 10030 | ||
275 | 71-605 | 1986 | 10606 | ||
276 | 71-605 | 1986 | 10588 | ||
277 | 71-605 | 1986 | 10621 | 1995 | разбит в сентябре 1995 |
280 | 71-605 | 1987 | 11323 | ||
281 | 71-605 | 1987 | 11310 | ||
283 | 71-605 | 1987 | 10923 | переоборудован в снегоочиститель (ГС-283) | |
285 | 71-605 | 1987 | 11293 | ||
286 | 71-605 | 1987 | 10920 | ||
288 | 71-605 | 1987 | 10919 | ||
289 | 71-605 | 1987 | 10945 | 2003 | сгорел в 2003 |
291 | 71-605 | 1987 | 10942 | ||
292 | 71-605 | 1987 | 10937 | ||
298 | 71-605 | 1988 | 11829 | ||
299 | 71-605 | 1988 | 11819 | ||
301 | 71-605 | 1987 | 11301 | ||
303 | 71-605 | 1988 | 11828 | ||
304 | 71-605 | 1988 | 11771 | ||
306 | 71-605 | 1987 | 11364 | ||
308 | 71-605 | 1988 | 11827 | ||
309 | 71-605 | 1988 | 11831 | ||
312 | 71-608К | 09.1992 | 00072 | 2007 |
В 1980-е и 1990-е годы все вагоны в Томске были сцеплены в двухвагонные поезда, одиночных трамваев практически не было. Но в конце 1990-х в связи с ухудшением экономического состояния в стране и в ТТУ в частности, а также из-за падения пассажиропотока все сцепки были окончательно ликвидированы. Последними на линии оставались СМЕ из вагонов с бортовыми номерами 232+233 (2-й маршрут), 298+299 (4-й маршрут) и 300+301 (1-й маршрут), которые были расцеплены летом 2000 года. Чаще всего отцепленные вторые вагоны разбирались на запчасти для остававшихся на ходу «голов» систем, однако были и исключения: списывались как и оба вагона систем, так и первый вагон, тогда как второй оставался на линии. Бывали случаи, когда оба вагона оставались на ходу. Так, оба вагона расцепленной в конце 90-х системы 295+294, до сих пор работают. В СМЕ сцеплялись только вагоны модели 71-605.
До полного обновления трамвайного парка и ремонта всех путей говорить о развитии трамвая в Томске рано. Однако существует несколько вариантов развития сети, которые в той или иной степени могут быть реализованы:
Данные предложения вызывали много споров, в частности, сомнению подвергались пассажиропоток на Комсомольском проспекте и возможность преодоления трамваями крутого подъёма в Светлом пер. Эти линии не могли давать пассажирам преимущества во времени, так как вели к центру Томска через другие жилые районы.
Помимо генплана, в администрации города и на форумах периодически обсуждаются варианты, не связанные с генпланом:
22 ноября 2011 года стало известно, что власти Томска и Северска подписали контракт с «РОЭЛ Групп» о начале строительства линии скоростного трамвая из Томска в Северск[15]. Как ожидается, строительство будет завершено в 2016 году[16].
Возвращение линий, существовавших в 60-70-е гг. по ул. Советской до конца, и на ул. Нахимова, прокладка линий в левобережье возможно будет осуществляться в отдаленном будущем при благоприятных обстоятельствах или вместо этого будут построены линии троллейбуса.
Ни один из предложенных проектов не может быть осуществлён в настоящее время за счет городских средств — требуется федеральное финансирование.
Общественный транспорт Томска | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Действующий |
|
||||||
Проектируемый | Скоростной трамвай | ||||||
Терминалы |
|
Это заготовка статьи о трамвае или трамвайной системе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Томский трамвай маршрут, томский трамвай памятник, томский трамвай 232 +233, томский трамвай цена.
Файл:Crescent lake june 2006-yw.png, Расник, Арбитраж:Неправомерные действия AlexSm, Министерство образования Туркменистана, Чомски.