Набережночелнинский трамвай | |
Трамвайная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Тип системы |
пассажирская |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
13 |
Количество маршрутов в период максимального развития |
13 |
Общая длина маршрутов |
394,2 км |
Количество трамвайных парков |
1 |
Количество трамвайных парков в период максимального развития |
1 (существуют проекты депо № 2 и депо № 3) |
Количество вагонов |
122 |
Модели эксплуатируемых трамваев | |
Ширина колеи |
1524 мм |
Тип питания |
электричество |
Напряжение контактной сети |
550 вольт |
Протяжённость самого длинного маршрута |
№ 6, № 8 (38,5 км) |
Протяжённость самого длинного маршрута за всю историю системы |
№ 6, № 8 (38,5 км.) |
Пассажиропоток за год |
30,469 тыс. чел (2009 год) |
Компания-перевозчик | |
Набережночелнинский трамвай — сеть трамвая города Набережные Челны, одна из последних созданных в СССР и России трамвайных систем[прим 1]. Открытие трамвайного движения состоялось 8 октября 1973 года.
Трамвайная система Набережных Челнов является одной из немногих в постсоветской России которая увеличивалась в 1990-е и 2000-е годы и в настоящее время имеет планы дальнейшего развития[1].
По состоянию на 2012 год в городе действует 13 трамвайных маршрутов[2][3], эксплуатируется более 130 вагонов[4], они обслуживаются в одном трамвайном депо . Трамвайная система охватывает все районы города и в 2009 году перевезла 30,4 млн чел.[5].
До 2000 года обсуживающим предприятием являлось «Трамвайное управление КамАЗа». В настоящее время оператором системы является ООО «Электротранспорт» — единственное на территории Республики Татарстан немуниципальное (негосударственное) эксплуатирующее трамвайное предприятие.
Содержание |
Строительству городского трамвая в Набережных Челнах предшествовала серьезная дискуссия. Изначально руководство КамАЗа было против «засорения» городских проспектов трамвайными линиями и настаивало на развитии автобусных связей и в перспективе на троллейбус. Но огромный пассажиропоток, который рос не по дням, а по часам, и прежде всего между промплощадкой и городскими районами, заставил искать решение транспортной проблемы. Альтернативы трамваю не было[6].
29 сентября 1972 года в соответствии с Приказом № 310 по Министерству автомобильной промышленности СССР «О Создании трамвайного управления строящегося Камского автомобильного завода (КамАЗ) в городе Набережные Челны» генеральным директором КамАЗа Васильевым Львом Борисовичем создаётся трамвайное управление.
До момента пуска первой пассажирской ветки до поселка Сидоровка все работники Трамвайного управления (включая и будущих водителей) были заняты в основном на строительстве депо. Одновременно с этим происходила отладка новых вагонов и путей. Строительство же трамвайных путей в Набережных Челнах производилось военными строителями[7].
30 декабря 1972 года состоялся пробный пуск вагона на участке Сидоровка — Депо. К месту пуска вагон привезли на платформе. Поставили на рельсы, дали напряжение.
— Когда вагон, полный строителей во главе с первым генеральным директором КамАЗа Львом Васильевым, тронулся, казалось, он перевернется — так все кричали и прыгали от радости! На всю страну потом отрапортовали — в Набережных Челнах пустили трамвай[7].
— Светлана Степанюк, председатель профсоюзного комитета ООО «Электротранспорт».
Строительство 21,9 км двухпутной трамвайной линии от Сидоровки до Литейного завода закончилось к 1 октября 1973 года, а 5 октября 1973 года началась обкатка трамвайной линии и 68 трамвайных вагонов 71-605[8].
Пассажирское движение на этом участке открылось — 8 октября 1973 года. Среди водителей был проведен конкурс за право провести первый вагон. Его выиграла Александра Сафонова[7].
Вспоминает Светлана Степанюк:
— Церемония не была помпезной, — В 10 часов утра 8 октября разбили шампанское о сцепку вагона, сели в вагон и поехали. Все брали нарасхват билеты из кассы, чтобы сохранить его на память (кондукторов в трамваях не было до 1996 года). Проезд тогда стоил три копейки[7].
С этого момента и началась регулярная работа трамвая. Постепенно открывались новые участки, увеличивалось количество маршрутов. Трамвай стал пользоваться большой популярностью у жителей города, вагоны по вновь открываемым линиям шли полными, с интервалами.2-3 минуты[7].
Официальное открытие трамвайного движения в Набережных Челнах в далекие семидесятые стало событием знаковым. Строились заводы, расширялся ускоренными темпами город — эти и другие факты показали, что трамвайное пассажирское движение более чем необходимость[9]. Набережные Челны стали третьим городом в Татарстане, проложившим трамвайный путь, открыв тем самым новые горизонты и новые стандарты жизни Камского завода-автогиганта. Со дня открытия первого маршрута трамвай стал почти единственным и основным средством передвижения, связывающим жилые поселки с заводами КамАЗа[9].
Вторая половина 2000-х гг. ознаменовалась появлением в Набережных Челнах сразу двух новых трамвайных участков:
1. Трамвайные пути на проспекте Сююмбике. Участок 45-й комплекс — 16-й комплекс (4,5 км).
В 2005 году на КамАЗе был инициирован проект развития трамвайных линий по проспекту Сююмбике — от 45-го до 16-го комплекса. Прокладка рельс на этом участке была начата ещё в первой половине 1990-х гг, но затем из-за отсутствия финансирования, работы на длительное время были заморожены. В апреле 2006 года данный проект был защищен в комитете по инновациям ОАО «КамАЗ». На строительство этой линии, протяженностью 4,5 км, автозаводом было выделено более 39 млн рублей[11]. Непосредственно к строительству приступили в начале лета 2006 года, а спустя полгода — в начале декабря состоялся первый пробный рейс рабочего поезда по новой ветке.
Внешние изображения | |
---|---|
Открытие трамвайной ветки 45-й комплекс - 16-й комплекс. 15 декабря 2006 г. |
15 декабря 2006 года состоялось официальное открытие нового трамвайного участка[12]. Торжественное мероприятие происходило при большом стечении жителей города. На церемонии открытия присутствовали министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Владимир Швецов, мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков и генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин.
Эти 4,5 километра путей, которые мы проложили, — улучшили транспортное обеспечение ещё одного микрорайона. Теперь камазовцы смогут быстрее и комфортнее добираться до заводов. Наверное, это вообще первое вложение частной компании в строительство трамвайных путей. Но, думаю, не последнее. Когда окупится этот проект, мы будем продолжать и дальше развитие транспорта нашего города[13].
— Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «КамАЗ»
В связи с пуском нового участка были добавлены следующие маршруты:
Спустя полгода, в мае 2007 года — добавлены маршруты (однако, уже 8 октября 2008 они были отменены в связи с открытием следующей новой трамвайной линии):
Новая линия позволила значительно сократить путь для жителей города до таких культурно-массовых и спортивных комплексов города, как Парк победы, Органный зал, Майдан, Ледовый дворец, молодежных центров «Заман», «Орион», «Нур».
2. Трамвайные пути на улице Беляева. Участок 16-й комплекс — Московский проспект (2,2 км).
Существенным недостатком введенного в декабре 2006 года в эксплуатацию нового трамвайного участка являлось то, что он был тупиковым.
Поэтому, сразу же после пуска данного участка были начаты работы по подготовке к строительству его продолжения для закольцовки с уже существующими трамвайными путями на Московском проспекте. Первоначально строительство путей от 16-го комплекса до Московского проспекта было намечено на 2007 год, однако в связи с отсутствием финансирования — к строительству удалось приступить лишь летом 2008 года.
Строительство данной ветки продолжалось 3 месяца и 8 октября 2008 года состоялась её торжественное открытие. С этого момента трамвайные пути на проспектах Сююмбике и Московский были соединены новой двухкилометровой веткой по улице Беляева. Всего из городского бюджета на реализацию проекта было выделено 8 млн рублей. ООО «Электротранспорт» при поддержке ОАО «КамАЗ» вложило 48 миллионов рублей[14]. Две колеи трамвайных путей общей длиной 2,2 км позволили сократить путь из центра Набережных Челнов до микрорайонов ЗЯБ и ГЭС сразу на несколько километров и на полчаса по времени. До этого пассажиры могли добираться туда на трамвае только в объезд[15].
По состоянию на 1 августа 2012 года в Набережных Челнах действуют 13 маршрутов[2][3] — от № 1 до № 17 (существовавшие некоторое время маршруты № 9—11 отменены и зарезервированы для пуска по будущим новым участкам).
№ маршрута | Путь следования | Длина | Примечание |
---|---|---|---|
1 | Колледж имени Л. Б. Васильева — через ГИБДД — Литейный завод | 46,5 км
(оборотный рейс) |
заводской маршрут |
2 | Колледж имени Л. Б. Васильева — через ГИБДД — Автосборочный завод — ПРЗ | 35,0 км
(оборотный рейс) |
заводской маршрут |
3 | Кузнечный завод — проспект Яшьлек — проспект Сююмбике — проспект Вахитова — Автосборочный завод — ПРЗ | 30,2 км
(оборотный рейс) |
заводской маршрут, не ходит с 8:30 до 13:50[3] |
4 | Литейный завод — через ГИБДД — проспект Московский — проспект Яшьлек — проспект Сююмбике — проспект Вахитова — Литейный завод | 32,5 км
(оборотный рейс) |
заводской маршрут (кольцевой), не ходит с 8:30 до 13:50[3] |
5 | Кузнечный завод — проспект Московский — проспект Беляева — через ГИБДД — Автосборочный завод — ПРЗ | 28,8 км
(оборотный рейс) |
заводской маршрут, не ходит с 8:30 до 13:50[3] |
6 | Колледж имени Л. Б. Васильева — проспект Беляева — проспект Сююмбике — проспект Московский — Колледж имени Л. Б. Васильева | 38,5 км
(оборотный рейс) |
городской маршрут |
7 | Литейный завод — проспект Сююмбике — проспект Яшьлек — проспект Московский — через ГИБДД — Литейный завод | 32,5 км
(оборотный рейс) |
заводской маршрут (кольцевой), не ходит с 8:30 до 13:50[3] |
8 | Колледж имени Л. Б. Васильева — проспект Московский — проспект Яшьлек — проспект Сююмбике — проспект Беляева — Колледж имени Л. Б. Васильева | 38,5 км
(оборотный рейс) |
городской маршрут |
12 | Колледж имени Л. Б. Васильева — через узел проспекта Хасана Туфана — проспект Вахитова — проспект Сююмбике — кольцо «Сююмбике» | 38,8 км
(оборотный рейс) |
городской маршрут |
14 | Проспект Сююмбике — проспект Московский — проспект Беляева — проспект Сююмбике — проспект Вахитова — ПРЗ | 31,5 км
(оборотный рейс) |
только в часы пик, когда на этот маршрут переходят вагоны с маршрута № 15 |
15 | Проспект Сююмбике — проспект Московский — проспект Беляева — проспект Сююмбике — проспект Вахитова — ГИБДД | 26,9 км
(оборотный рейс) |
только в межпиковое время, когда на этот маршрут переходят вагоны с маршрута № 14 |
16 | ПРЗ — проспект Вахитова — проспект Сююмбике — проспект Яшьлек — проспект Московский — через ГИБДД — ПРЗ | 20,9 км
(оборотный рейс) |
ходит только с 8:30 до 13:50[3] |
17 | ПРЗ — через ГИБДД — проспект Московский — проспект Яшьлек — проспект Сююмбике — проспект Вахитова — ПРЗ | 20,9 км
(оборотный рейс) |
ходит только с 8:30 до 13:50[3] |
№ маршрута | Путь следования | Примечание |
---|---|---|
9 | ГИБДД — проспект Беляева — проспект Сююмбике — проспект Вахитова — Литейный завод | отменён в 2008 г. из-за нерентабельности[16] |
10 | ПРЗ — ГИБДД — проспект Беляева — проспект Сююмбике — проспект Яшьлек — Кузнечный завод | отменён в 2008 г. из-за нерентабельности[16] |
11 | ГИБДД — проспект Вахитова — проспект Сююмбике — проспект Беляева — проспект Московский — кольцо Сююмбике | отменён в 2008 г. из-за нерентабельности, позже маршрут вернулся под № 15[16] |
Период | Стоимость проезда | Стоимость месячного проездного билета |
---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С 23 июня 2012 года в соответствии с Постановлением государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 31 мая 2012 года стоимость билета в трамвае, как и провоз одного места багажа составляет 15 рублей[23]. Стоимость месячных ученических проездных билетов составляет — 420 рублей, студенческих — 540 рублей, взрослых — 660 рублей[24].
Реализация проездных билетов осуществляется в четырёх точках города:
Документом об оплате проезда является небольшой отрывной билет, на котором выбит шестизначный номер и стоимость проезда. Оплата производится кондуктору, либо при его отсутствии, — водителю при выходе из салона.
В 2010 году в Набережных Челнах начались подготовительные работы по введению электронной системы оплаты проезда в городских трамваях[25]. Ввод в действие новой для города системы оплаты производится поэтапно и по состоянию на 1 августа 2012 года полностью не завершен. Весной 2012 года ООО «Электротранспорт» обеспечило все имеющиеся в городе вагоны автоматическими устройствами (валидаторами) для учета транспортных карт[26]. Однако использовать валидаторы пока нет возможности — так как отсутствуют документы, регламентирующие работу новой системы. Электронная система оплаты проезда в городе будет введена ориентировочно в сентябре 2012 года[23].
Трамвай в Набережных Челнах является вторым по популярности видом общественного транспорта, уступая по этому показателю автобусу. За 2009 год, по данным Набережночелнинского межрайонного отдела государственной статистики, всеми видами транспорта в городе перевезено 80989,3 тыс. чел. Доля трамвая в общей сумме перевозок составила 37,6 %[5]. Однако именно на трамвай приходится подавляющая часть общего ежедневного пассажиропотока на заводы КамАЗа. Сравняться же по популярности с автобусным транспортом трамваю не позволяет в первую очередь более низкая скорость движения и отсутствие линии, соединяющий напрямую две части города — Новую и Старую (включая поселки Сидоровка ГЭС и ЗЯБ).
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Год | Общее количество перевезённых пассажиров |
В том числе трамваем: | в % | В том числе автобусом: | в % | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По состоянию на 1 августа 2012 года парк подвижного состава состоит из следующего количества вагонов:
Абсолютно весь подвижной состав представляет собой модели серии КТМ: 71-605, 71-605А, 71-608КМ, 71-619КТ, 71-619А. Все вагоны были изготовлены Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Среди подвижного состава преобладает модель 71-605, закупавшаяся в СССР и устаревшая на настоящий момент (102 единицы). В начале 2000-х годах закупались трамвайные вагоны модели 71-608КМ, количество которых составляет 6 единиц. В период 2006—2008 гг. в город поступили 4 вагона серии 71-619, включая модификацию с асинхронным двигателем 71-619А (по состоянию на 1 июня 2012 года Набережные Челны является одним из шести городов в России, эксплуатирующим трамвайный вагон 71-619А)[34]. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 2010 год количество трамвайных вагонов составляет 23 единицы на 100 000 человек[35].
Динамика изменения численности пассажирских трамвайный вагонов в Набережных Челнах[8][36][37][38][39]: | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | 1973 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Линейные вагоны[40] | ||||||
Модель | Количество | Бортовые номера/годы выпуска | Период эксплуатации | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|---|
71-605 |
102 ед. | 003-010 — 1983 г. 011, 014—020 — 1984 г. 021—023, 025—037, 039—046, 048—050 — 1985 г. 051, 053, 054 — 1986 г. 055 — 1985 г. 057-060, 062, 064—069, 071—073, 075, 077—094 — 1986 г. 095, 097 — 1987 г. 098 — 1986 г. 099-0101, 0103, 0104, 0106, 0109-0114 — 1987 г. 0115-0118, 0120 — 1989 г. 0138 — 1978 г. |
с 1973 — по н.в | |||
71-605А |
10 ед. | 0121-0123, 0125-0131 — 1991 г. | с 1991 — по н.в | |||
71-608КМ |
6 ед. | 001, 012, 047 — 2004 г. 0132 — 1999 г. 0133, 0134 — 2000 г. |
с 2000 — по н.в | |||
71-619КТ |
3 ед. | 0135-0137 — 2006 г. | с 2006 — по н.в | |||
71-619А |
1 ед. | 0139 — 2008 г. | с 2008 — по н.в | |||
Служебные | ||||||
Модель | № вагона | Год выпуска | Зав.№ | Инв.№ | ||
71-605 | 134 | 1979 | 4871 | 470139 | ||
71-605 | 145 | 1982 | 4602 | 470156 | ||
71-605 | 147 | 1982 | 4607 | 470158 | ||
71-605 | 074 | 1986 | 9953 | 400427 | ||
71-605 | 0124 | 1987 | 110131 | 470180 | ||
ТК-28 | РТ-21 | 1991 | 86 | 523931 | ||
71-605А | ГС-8 | 1991 | 000840 | 427287 | ||
71-605А | ГС-7 | 1990 | 000113 | 521890 | ||
— | ГС-5 | 1977 | 400442 | 400442 | ||
ВТК-01 | ГС-6 | 1989 | 22 | 470191 | ||
71-605 | Сет-ль | 1985 | 9855 | 400385 | ||
Музейные | ||||||
Модель | № вагона | Год выпуска | Зав.№ | Инв.№ | ||
71-605 |
1 | ? | ? | ? | ||
По состоянию на 1 августа 2012 года в Набережных Челнах имеются несколько трамвайных вагонов, работающих по системе многих единиц (СМЕ). Системы используются исключительно на заводских маршрутах в утренние и вечерние часы-пик. Набережных Челны является единственным городом в Татарстане до сих пор использующий СМЕ.
№ п/п | Система многих единиц | Модель вагона | Примечание |
---|---|---|---|
1 | 042+043 | 71-605 | |
2 | 050+051 | 71-605 | |
3 | 066+069 | 71-605 | Резервная система |
4 | 0100+098 | 71-605 | |
5 | 0123+0125 | 71-605 | |
6 | 0126+0127 | 71-605А |
В Набережных Челнах большое значение уделяется потребительским и техническим свойствам вагонов. Так в период 2007 — 2009 гг. на трамвайных вагонах были внедрены системы бортовых преобразователей напряжения, кроме этого планомерно вагоны переводятся на люминесцентное освещение салонов[5]. Для обеспечения безопасности пассажиров на все вагоны установлены проблесковые маяки и сирены. Каждый четвёртый трамвай обеспечен сотовой связью[5]. Также подвижной состав переведен на более экономичные угольные вставки. На всех вагонах установлены передние и задние светодиодные маршрутные указатели[41].
С целью продления срока службы подвижного состава на предприятии ООО «Электротранспорт» налажен капитально-восстановительный ремонт вагонов. Всего данный ремонт проведен 46 вагонам, что позволило продлить срок их службы на 6-7 лет[5].
В 2009 году внедрен проект «Мониторинг и управление транспортными средствами», путем создания системы динамического мониторинга и оперативного управления работой подвижного состава на линии, посредством внедрения бортовых навигационных комплексов на трамвайных вагонах. Система мониторинга автоматически регистрирует точки маршрута, места и продолжительности стоянок, скорость движения, изменение состояния контрольных датчиков и другие данные. Вся информация затем используется для составления разнообразных отчетов[5].
Несмотря на принимаемые ООО «Электротранспорт» усилия по поддержанию имеющихся трамвайных вагонов в относительно неплохом состоянии, на 2012 год износ подвижного состава составляет 80,7 %[5]. Из общего количества пассажирских вагонов полностью самортизированы 112 трамваев[5]. Последняя крупная партия новых вагонов поступила в город в начале 1990-х годов, после чего массового обновления подвижного состава не производилось.
В связи с этим, в Набережных Челнах ведется работа направленная на поиски финансовых возможностей для закупки новых трамвайных вагонов[1] — на эти цели запланировано потратить 350 млн рублей[42].
Кроме этого, руководством города ведутся переговоры с различными (в том числе и зарубежными) заводами-изготовителями подвижного состава. Так, в 2010 году в рамках посещения руководством Белоруссии Республики Татарстан состоялась встреча мэра Набережных Челнов с представителями завода «Белкоммунмаш», на которой была озвучена возможность приобретения новых сочленённых трамваев, производства Минского завода для их дальнейшей эксплуатации как на уже имеющихся, так и будущих новых трамвайных участках[43].
Единственное в Набережных Челнах трамвайное депо, образованное в 1972 году, располагается в старой части города — на берегу реки Челнинка.
В 1980-х гг. был подготовлен проект и начато строительство в новой части города трамвайного депо № 2 на 150 вагонов с механическими мастерскими службы пути (площадь 10,0 га), однако в связи с рядом причин, основной из которых явилась тяжёлая ситуация в стране, вызванная распадом СССР, построено оно так и не было. Тем не менее в мероприятиях генерального плана города Набережные Челны (2009 года) предусмотрены планы завершения его строительства[27].
Кроме этого, в связи с предполагаемым увеличением количества подвижного состава, на расчетный срок реализации генерального плана, предлагается строительство трамвайного депо № 3 на 100—150 вагонов, в коммунальной зоне в районе пересечения проспекта Яшьлек и автодороги № 1. Площадь его составит 7,5 га. Строительство депо № 2 и № 3 предлагалось в генеральном плане город Брежнев, разработанного ЦНИИП Градостроительтства[27].
Основными целями работы имеющегося в городе единственного трамвайного депо являются производство плановых ремонтов, ежедневное обслуживание трамвайных вагонов в соответствии с руководящими документами по ремонту подвижного состава[44].
За годы существования трамвайное депо претерпело неоднократные реорганизации и модернизации, с целью улучшения обслуживания трамвайных вагонов.
По состоянию на 2012 год — депо является самостоятельным подразделением ООО «Электротранспорт», производящее полное техническое обслуживание и капитальный ремонт трамвайных вагонов[44].
В состав депо входят[44]:
Техническое бюро депо.
Основными целями технического бюро является разработка технической документации на производство ремонтов и обслуживание трамвайных вагонов. Образовано в 1973 году, как самостоятельная служба СПС. В 2000 году было объединено с Производственно-техническим отделом (ПТО). В 2006 году отдел выделен из состава ПТО, как техническое бюро депо[45].
Цех ремонта и профилактического осмотра.
Цех ремонта образован в 1972 году. Работники цеха ремонта ООО «Электротранспорт» одними из первых в отрасли освоили капитально-восстановительный ремонт вагонов. Ежегодно в цехе проводятся около 60 текущих, 25 капитальных и 14 капитально-восстановительных ремонтов[45].
Цех профилактического осмотра был основан в 1973 году. Основной его целью является поддержание на линии необходимого количества вагонов в технически исправном состоянии. Цех выполняет значительный объём работ: от мойки и технического осмотра до устранения аварийных ситуаций на линии[45].
Общая протяжённость путей Набережночелнинского трамвая в однопутном исчислении на 2012 год составляет 104,04 км[5].
Динамика изменения протяженности эксплуатационных трамвайных путей в Набережных Челнах (в двухпутном исчислении)[8][46]: | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | 1973 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2008 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме этого в эксплуатации ООО «Электротранспорт» находятся:
В топологическом плане трамвайная сеть в пределах жилых кварталов Нового Города является распределённой, имеющей параллельные линии, а также имеет многокилометровые вылетные линии, ведущие к разным корпусам КамАЗа и в историческую часть города.
Трамвайные пути, в том числе линии в пределах жилых кварталов и вылетные линии, являются выделенными и проложенными не по центру, а сбоку магистралей. Благодаря этому, а также широкому использованию эстакадно-выемочных развязок и подземных пешеходных переходов на проспектах города с момента их сооружения, на многих участках скорости движения и вся система в целом близки к скоростному трамваю.
Трамвайная сеть Набережных Челнов включает в себя 9 разворотных колец[47]. На городской (без учета заводских направлений) части трамвайной сети расположено четыре резервных кольца:
«Форт-Диалог» и «4-я поликлиника» идентичны по строению: разворот возможен в любую сторону. На всех городских разворотных кольцах построен резервный путь, за исключением проспекта Сююмбике, где кольцо образовалось за счет расширения линий.
На заводских линиях разворотные кольца имеются на конечных:
В перспективных планах города Набережные Челны значится строительство нескольких новых трамвайных линий[48][49]. Необходимость в развитии электротранспорта вызвана значительным увеличением транспортных потоков в городе, а также целесообразностью снижения доли неэкологичного автобусного общественного транспорта.
В соответствии с величинами пассажиропотоков новые линии трамвая предусмотрены на участках магистральной сети с пассажиропотоками свыше 8 тыс. пассажиров в час[27]. Протяжённость линий трамвайного двойного пути в соответствии с расчетным сроком реализации генерального плана города Набережные Челны (2015—2025 годы) должна увеличится с существующих 50,6 км до 63,7 км к 2025 году[27].
Проекты новых трамвайных линий: | |||
---|---|---|---|
№ п/п | Маршрут движения | Протяжённость (в двухпутном исчислении) |
|
1 | 16-й комплекс — Пединститут (через проспект Сююмбике — проспект Мира — проспект Набережночелнинский) |
|
|
2 | 16-й комплекс — улица Раскольникова (по улице Беляева) |
|
|
3 | От пересечения проспекта Московского с улицей Беляева до пересечения проспекта Чулман с улицей Беляева (через проспект Московский — улицу Королёва — проспект Чулман) |
|
|
4 | Кольцо 25-й комлекс — 50-й комплекс (по проспекту Яшьлек) |
|
|
5 | Проспект Вахитова — проспект Яшьлек (по Автодороге № 1) |
|
|
6 | В продолжении проспекта Московский (в жилом районе «Северо-Восточный») |
|
Проект линии "Пединститут - 16-й комплекс" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
По состоянию на 2012 год наибольшего продвижения удалось достигнуть по проектированию строительства трамвайной линии от 16-го комплекса до Пединститута. Так в 2008—2009 годы проектным управлением «Камазпроект» началась разработка проектно-сметной документации объекта с названием «Развитие трамвайной линии в Северо-Восточной части города Набережные Челны (IV и VIII очередь строительства трамвайной линии от существующего трамвайного кольца на проспекте Сююмбике по проспекту Мира, проспекту Набережночелнинский до улицы Низаметдинова (остановка трамвая Пединститут)», которая свяжет Новый город с исторической частью Челнов по кратчайшему пути по проспектам Набережночелнинскому и Мира[50]. Данным проектом предусмотрено[50]:
В 2011 году разработку данного проекта продолжила осуществлять уже другая организация — ОАО «Татэлектромонтаж», выигравшая соответствующий тендер[51].
В 2012 году подготовка проектно-сметной документации общей стоимостью 8,7 миллиона рублей была завершена[52]. Предполагаемая стоимость строительства новой ветки составляет 527 миллионов рублей, которые планируется получить по двум республиканским программам: «Программа экологической безопасности Республики Татарстан» и «Программа развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011—2015 годы»[53].
В Набережных Челнах рассматриваются предложения об организации на будущих новых и уже имеющихся выделенных линиях движения современных двухголовных (не требущих разворотных колец) многосекционных скоростных трамваев европейского типа[43][54], а также возрождения нереализованного проекта конца советского периода по связи междугородным скоростным трамваем-интерурбаном Набережных Челнов и Елабуги (а также, возможно, Нижнекамска)[55][43].
Трамвай 71-619А на конечной станции в посёлке Сидоровка | Трамвайные вагоны 71-605, соединенные по СМЕ на проспекте Яшьлек | Трамвай 71-608КМ на разворотном кольце в посёлке Сидоровка |
Транспорт Набережных Челнов | ||
---|---|---|
Городской | Автобус | Трамвай | Такси | |
Железнодорожный | Железнодорожный вокзал | |
Воздушный | Международный аэропорт «Бегишево» | |
Речной | Набережночелнинский речной порт |