Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Sd.kfz.9 класс, sd.kfz.9 8.8cm, sd.kfz.9 букв, sd.kfz.9 лет

Sd.Kfz.9/1 устанавливает двигатель в PzKpfw III
Sd.Kfz.9
Классификация полугусеничный тягач
Боевая масса, т 18
История
Производитель FAMO, Vomag, Tatra
Годы разработки 19361939
Годы производства 19391945
Годы эксплуатации 19381955
Количество выпущенных, шт. 2500
Основные операторы  Третий рейх
 Румыния
Размеры
Длина корпуса, мм 8320
Ширина корпуса, мм 2600
Высота, мм 2850
Клиренс, мм 440
Вооружение
Калибр и марка пушки 88-мм FlaK 18 (транспортировка)
Тип пушки универсальное орудие
Длина ствола, калибров 56
Углы ВН, град. 85
Углы ГН, град. 360
Другое вооружение 24 cm Kanone 3 (транспортировка)
Подвижность
Тип двигателя 12-цилиндровый Maybach, водяного охлаждения, бензиновый (HL 108)
Мощность двигателя, л. с. 270
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 260
Запас хода по пересечённой местности, км 100
Дополнительно
Изображения на ВикискладеSd.Kfz.9

Sd.Kfz.9 (нем. Sonderkraftfahrzeug 9, также известен как Famo) — немецкий полугусеничный бронированный тягач времён Второй мировой войны. Применялся чаще всего для транспортировки орудий, в числе которых входила 240-мм гаубица Kanone 3, и для ремонта машин. Всего было выпущено около 2 с половиной тысяч тягачей в ходе Второй мировой.

Содержание

Описание

Sd.Kfz.9 в Национальном военном музее Бухареста

Sd.Kfz.9 — тягач типичного для вермахта полугусеничного типа. На эту машину ставился 12-цилиндровый двигатель Maybach водяного охлаждения. В качестве топлива использовался газолин класса HL 108, что позволяло развивать мощностью до 270 лошадиных сил. В качестве коробки передач использовалось синхронизирующее устройство ZF G 65 VL 230 с четырьмя передними передачами и одной задней. Для Sd.Kfz.9 устанавливались два толпивных бака: один объёмом 90 литров, а второй — 230 л.[1]

Оба гусеничных трека и оба передних колеса использовались для поворотов. Система была установлена так, что поворот осуществлялся только за счёт колёс, однако тормозная система позволяла остановиться даже при повёрнутых колёсах. Количество траков в гусенице на один борт было гораздо больше, чем в обычных полугусеничных тягачах.

Ходовая часть на один борт состояла из шести сдвоенных опорных катков шахматного расположения, на торсионной подвеске. На каждом ведущем колесе устанавливались рессоры и амортизаторы абсорберы.[1]

В грузовом отсеке тягача были две скамьи: одна для водителя и его помощника, вторая для экипажа транспортируемой техники либо для десанта. В более узко специализированных тягачах устанавливались дополнительные скамьи как для боеприпасов, так и для экипажа. Лобовое стекло и брезентовый верх можно было сложить.[2]

Суммарно же Sd.Kfz. 9 мог перевозить груз массой до 28 тонн. Он применялся для транспортировки танкаPz Kpfw IV. Но более тяжелые танки могли сдвинуть с места только несколько тягачей, например для транспортировкиPzKpfw V «Пантера», PzKpfw VI «Тигр» и PzKpfw VI «Тигр II» ,требовалось от 2 до 5 машин,сцепленных на манер конной тяги, друг за другом. Для эвакуации повреждённой техники более легкого класса использовался прицеп Sd.Anh 116.[3]

Внешний вид и обслуживание

Три тягача Sd.Kfz. 9 доставляют «Тигр» к границе СССР

Первые теоретические сведения о полугусеничном тягаче подобного класса относятся к работам Эрнста Книпкампа из Военного автодепартамента, которые появились ещё до прихода НСДАП к власти в Германии. Его идеи и чертежи приняли некоторые коммерческие фирмы для создания своих автомобилей. [4] Первой фирмой, которая произвела пробный вариант тягача, стала компания «Fahrzeug- und Motorenbau GmbH» (FAMO) из Бреслау. Прототип появился в 1936 году и получил военную кодировку FM gr 1. На нём ставился двигатель Maybach HL98 с мощностью 200 лошадиных сил. Второй прототип F 2 появился в 1938 году и лишь немного отличался от первого.[1] Третий прототип под кодовым названием F 3 был выпущен в 1939 году и одобрен инженерами вермахта, что позволило начать серийное производство. Тягач был относительно недорогим по стоимости. Некоторые машины использовали чехословацкий двигатель фирмы Tatra и топливо типа 103. Шасси было немного усовершенствовано за счёт установки специальных штыков, чтобы улучшить возможность транспортировки танков и орудий.[5]

Варианты

Новая компоновка была использована для создания варианта Sd.Kfz. 9/1. На тягач устанавливался кран, который поднимал груз массой до 6 тонн. Такие тягачи были введны в строй в сентябре 1941 года и использовались как БРЭМ. Второй вариант, Sd.Kfz. 9/2, благодаря крану поднимал до 10 тонн груза и работал на электродвигателе. Впрочем, для стабилизации работы тягача, чтобы он не перевернулся, в конструкцию стали вставляться аутригеры.[6]

Тягачи Sd.Kfz. 9 позволяли перевозить универсальные 88-мм зенитные пушки FlaK 18. Зенитки стали перевозиться на «девятках» с 1940 года, что позволило использовать FlaK 18 в качестве противотанковых орудий, однако затруднило возможность стрельбы в упор. Специально для этого была установлена специальная платформа с откидными бортиками для лучшего обзора пушки. В случае установки зенитного орудия полагалось устанавливать обязательно аутригеры для сохранения равновесия. Параметры такого тягача: 25 тонн масса, размеры 9,32 x 2,65 x 3,67.[7] Парк бронетягачей-транспортировщиков Flak 18 стал обновляться с 1943.[8]

Производство

Производство ранее осуществлялось только за счёт ресурсов фирмы FAMO. В 1940 году на производство Sd.Kfz.9 была переключена фирма Vomag, в конце войны это начала делать и компания Tatra. К 20 декабря 1942 года 855 тягачей было в рабочем состоянии. В 1943 году было выпущено ещё 643, в 1944 году было создано 834 тягача. Итого было построено 2500 машин этого типа.[9]

Примечания

  1. 1 2 3 Spielberger, p. 165
  2. Spielberger, p. 89-92
  3. Spielberger, pp. 87-88
  4. Spielberger, p. 24
  5. Spielberger, pp. 87, 89
  6. Spielberger, pp. 91-2
  7. Chamberlain and Doyle, p. 186
  8. Spielberger, p. 92
  9. Spielberger, p. 89

Литература

  • Chamberlain, Peter, and Hilary L. Doyle. Thomas L. Jentz (Technical Editor). Encyclopedia of German Tanks of World War Two: A Complete Illustrated Directory of German Battle Tanks, Armoured Cars, Self-propelled Guns, and Semi-tracked Vehicles, 1933–1945. London: Arms and Armour Press, 1978 (revised edition 1993). ISBN 1-85409-214-6
  • Spielberger, Walter J. Halftracked Vehicles of the German Army 1909-1945. Atlgen, PA: Schiffer, 2008 ISBN 978-0-7643-2942-5

Ссылки

  • Sd.Kfz. 9 on wwiivehicles.com
  • Sd.Kfz. 9 on Lexikon der Wehrmacht (in German)

Sd.kfz.9 класс, sd.kfz.9 8.8cm, sd.kfz.9 букв, sd.kfz.9 лет.

Эри Китамура, Щагин, Эрнст Михайлович, Категория:Кинопремии 1995 года, Тройное векторное произведение, Обсуждение:Аристисабаль, Виктор.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93